Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количеств детей с нарушениями психического, физиологического и речевого развития, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится применение методов и приемов, позволяющих изменить эту ситуацию, таких технологий, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
Главным достижением в развитии ребенка к концу дошкольного периода является умение общаться. Исследования ряда ученых (Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др.) показывают, что коммуникативные потребности данного возраста выдвигают на первый план познание социального мира, его законов и себя через призму человеческих отношений. В иерархии целей и мотивов общения наивысшую позицию в данном возрасте занимает потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
Общее недоразвитие речи (далее - ОНР), приводящее к неблагополучию всей речевой системы, ее звуковой и смысловой сторон, отражается на психофизическом развитии ребенка в целом и на его социальных отношениях в частности.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (И. С. Кон, Н. Ф. Голованова и др.).
Социализация - это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Социализация представляет собой процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей обществу в целом. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, т.е. формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило отсрочен во времени. Основная цель - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие связано с социализацией, т.е. взаимодействием ребенка с окружающим миром и преобразованием его благодаря этому взаимодействию. Особенность социализации в дошкольном возрасте - существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослыми, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Опираясь на идеи А.В. Мудрика, отметим: социализация ребенка осуществляется как во взаимодействии с членами семьи и окружающими, так и в рамках образовательных организаций.
Трудности социализации у детей с ОНР наблюдаются во всех ее сферах и связаны с особенностями установления социальных связей с помощью речи. Наблюдаются снижение потребности в общении и, как следствие, недостаточная целенаправленность в игровой деятельности, однообразный, подражательный характер игровых действий, отсутствие замысла в сюжетно-ролевой игре, трудности усвоения правил, предпочтения игры в одиночку, что свидетельствует о снижении коммуникативной интенции и речевой инициативы.
Своеобразие межличностных отношений в группе сверстников затрудняет формирование четких представлений о себе. Исследования самосознания показали, что дошкольникам с ОНР свойственна фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного объектного отношения к себе и другим, повышенное стремление к самоутверждению (О. А. Слинько). Социометрические исследования взаимоотношений (О. С. Павлова), показали, что в коллективе детей с ОНР действуют те же закономерности, что и среди нормально говорящих детей. В число «непринятых» и «изолированных» независимо от уровня речевого развития попадают дошкольники, не владеющие коммуникативными навыками, а также не проявляющие активность в различных видах детской деятельности. Вследствие речевого недоразвития наблюдается смещение целей взаимодействия, преобладает ситуативно-деловое общение независимо от возраста ребенка .
Успешность социализации зависит как от ребенка, так и от родителей и дошкольного учреждения, то есть от всех участников воспитательного процесса.
Являясь первичным институтом социализации ребёнка, семья в современном мире претерпевает большие изменения. На развитие семьи и семейных отношений оказывают влияния противоречивые общественные отношения, экономическая нестабильность. Продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные ситуации: увеличивается число разводов и неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, семьи, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
Вследствие разных неблагоприятных обстоятельств возникают различные нарушения процесса социализации дошкольников. Поэтому задача педагога - предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие её, обеспечить профилактику негативных явлений, отклонений в поведении дошкольников.
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы «специального» образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития - к системе специального образования, включающей:
- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
- максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
- снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);
- построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения.
Из сказанного выше следует, что и процесс, и результат социализации дошкольников с ОНР характеризуется своеобразием и требует проведения коррекционных мероприятий: создание соответствующих психолого-педагогических условий деятельности, общения и развития самосознания, ориентированных на усвоение социального опыта и речевой коммуникации с учетом реализации социальных потребностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....
"Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста"
В марте 2010 года на базе нашего детского сада (МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 139" Волжского района города Саратова) прошел семинар для старших воспитателей и воспитателей ДОУ "Социализаци...
Особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи.
В помощь специалистам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи....
Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»
Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»...
Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье говорится о технологии, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...
Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи....