«Звуков разных красота»
статья

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Звуков разных красота»

Экспериментирование в дошкольном возрасте является одним из основных методов  познавательного развития детей. Широко используется экспериментирование и в музыкальной деятельности.

Важное место среди музыкальных экспериментов занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным  вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.

 Эксперименты в поисках звуков можно проводить дома, на улице, в городе, в лесу, в поле и т.д. Со звуками природы можно проводить поиск ассоциаций - шум дождя можно изобразить шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев - шуршанием бумаги, пение птиц  – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п. Вся эта деятельность носит игровой и занимательный характер.

Дети младшего возраста учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит?»), различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»). Далее детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос? »). Объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как появляется песенка?»), причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом»).

Предлагаю вашему вниманию несколько игр для самостоятельного экспериментирования с детьми.

1. Почему всё звучит?

Цель: Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебания предметов.

Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.

Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.

2. Откуда берётся голос?

Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.

Материал: гитара

Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!

3. Как распространяется звук?

Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.

Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.

Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.

Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.

4. Как сделать звук громче?

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал: расчёска, рупор.

Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.

Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.

5. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.

Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.

Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, развивают речь и являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

А.Липатрова

Музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика постанвки звуков разных звуковых групп.

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РАЗНЫХ ЗВУКОВЫХ ГРУПП            Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде вс...

Нарушение звукопроизношения. Методика постановки звуков разных языковых групп. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Артикуляционные профили  звуков и их анализ - пройдя по ссылке, вы увидете гораздо больше интересного и полезного материалакаппацизмысигматизмыротоцизмыламбдацизмыПосановка звуков Артик...

Звуки разные бывают - всюду нас они встречают

Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самымразвивать потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность  в воплощении свое...

Занятие в средней группе «ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…» (опытно-экспериментальная деятельность со звуками)

Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самым  способствуя  развитию  потребности  детей в творческом самовыражении, инициативность и самос...

Тема «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»

Цель: Расширять представления детей о разнообразии звуков природного и искусственного характера....

Сценарий развлечения в форме квеста «Звуки разные нужны, звуки разные важны» (средняя группа)

Квест – игра «Звуки разные нужны, звуки разные важны» разработана для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).Цель игры: Систематизация и актуализация ранее по...

Звуки разные- разные: гласные - согласные.

Узнаем какие бывают звуки, как их различать, как помочь родителю проще объяснить материал ребёнку....