Методическая разработка "Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»"
методическая разработка (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация позволит педагогам в решении проблем работы в проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2024_tolerantnost.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка  «Решение проблемы  толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»

Выполнила:

Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

П. г. т. Стройкерамика, 2024 год.

Методическая разработка «Решение проблемы  толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность.

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной проблемой нашего   общества. Очень часто мы видим, что в  сознании общества  не сформирован положительный  образ человека с ограниченными возможностями здоровья.  Это рождает мысль в необходимости  лучшей адаптации таких людей в обществе, в социуме, в формировании совершенной системы социальной помощи и поддержки.

Толерантность – это не только терпимость, адекватное отношение, а  главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своему происхождению отличаются по внешности, социальному положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою человеческую индивидуальность.

Самая главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с  внешним миром, недостаточности его  контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Проблема толерантного отношения – это чаще всего   совсем не позитивное отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, которые  мешают  повышению качества обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Именно,  чтобы привить  в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, сам педагог  должен быть готов к проявлению  толерантности.

На базе СП «Детский сад «Солнышко» мною был разработан и реализован проект «Формирование толерантного отношения  к детям с ограниченными возможностями здоровья».

Актуальность данного проекта заключается в  обеспечении равноценных  возможностей для успешного всестороннего  развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, психофизиологических и других особенностей, в создании условий для позитивных, доброжелательных  отношений между воспитанниками,  а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья, а также в   в получении  образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.

Цель проекта: научить детей, родителей и педагогов видеть в  ребёнке с ОВЗ   обычного дошкольника.

Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в таком  ребенке обычного,  мною были  два метода: «Ребенок- ребенок», «Ребенок-педагог-родитель»

 Ожидаемые результаты реализации проекта – формирование у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба.

Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники.

Планируемая работа во многом опирается на тесное сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планировалась предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.

Метод  «Ребенок-ребенок» заключается в совместном  обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением воспитателя. Этот метод можно использовать во всех образовательных областях. Особенно эффективно данный метод применялся   на стадии закрепления полученных навыков и знаний.

При применении данного  метода   воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья  уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества среди дошкольников  и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.

Метод  «Ребенок- педагог -родитель» направлена на сотрудничество  ребенка, педагога и родителей, которое  помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

С помощью этого метода у ребенка с ОВЗ повышается  самооценка,  эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.

Традиционные представления о детях с ограниченными возможностями здоровья  в развитии в последнее время значительно изменились в лучшую сторону. Теперь такой ребенок  считается равноправным, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

 В  каждом  ребенке, независимо от его физического и психического  здоровья,   заложены  возможности  и  способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения. Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей. Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Поэтому конечная цель моего реализованного проекта «Формирование толерантного отношения  к детям с ограниченными возможностями здоровья» - предоставить  им  эту возможность!

Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, напрямую зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Поэтому, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

 Для успешной реализации нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у дошкольников. Формирование толерантности должно способствовать формированию у общества  навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке тех мыслей и  суждений, которые основаны  на моральных ценностях человека.

Сеземина Н.Н.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

В статье представлена система  работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"

Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...

К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...