Методическая разработка "Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»"
методическая разработка (старшая группа)
Данная публикация позволит педагогам в решении проблем работы в проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2024_tolerantnost.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Методическая разработка «Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»
Выполнила:
Сеземина Наталья Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
П. г. т. Стройкерамика, 2024 год.
Методическая разработка «Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность.
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной проблемой нашего общества. Очень часто мы видим, что в сознании общества не сформирован положительный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Это рождает мысль в необходимости лучшей адаптации таких людей в обществе, в социуме, в формировании совершенной системы социальной помощи и поддержки.
Толерантность – это не только терпимость, адекватное отношение, а главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своему происхождению отличаются по внешности, социальному положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою человеческую индивидуальность.
Самая главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с внешним миром, недостаточности его контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Проблема толерантного отношения – это чаще всего совсем не позитивное отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, которые мешают повышению качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Именно, чтобы привить в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, сам педагог должен быть готов к проявлению толерантности.
На базе СП «Детский сад «Солнышко» мною был разработан и реализован проект «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность данного проекта заключается в обеспечении равноценных возможностей для успешного всестороннего развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, психофизиологических и других особенностей, в создании условий для позитивных, доброжелательных отношений между воспитанниками, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья, а также в в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.
Цель проекта: научить детей, родителей и педагогов видеть в ребёнке с ОВЗ обычного дошкольника.
Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в таком ребенке обычного, мною были два метода: «Ребенок- ребенок», «Ребенок-педагог-родитель»
Ожидаемые результаты реализации проекта – формирование у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба.
Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники.
Планируемая работа во многом опирается на тесное сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планировалась предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.
Метод «Ребенок-ребенок» заключается в совместном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением воспитателя. Этот метод можно использовать во всех образовательных областях. Особенно эффективно данный метод применялся на стадии закрепления полученных навыков и знаний.
При применении данного метода воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества среди дошкольников и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.
Метод «Ребенок- педагог -родитель» направлена на сотрудничество ребенка, педагога и родителей, которое помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
С помощью этого метода у ребенка с ОВЗ повышается самооценка, эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.
Традиционные представления о детях с ограниченными возможностями здоровья в развитии в последнее время значительно изменились в лучшую сторону. Теперь такой ребенок считается равноправным, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
В каждом ребенке, независимо от его физического и психического здоровья, заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения. Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей. Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Поэтому конечная цель моего реализованного проекта «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» - предоставить им эту возможность!
Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, напрямую зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Поэтому, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.
Для успешной реализации нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у дошкольников. Формирование толерантности должно способствовать формированию у общества навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке тех мыслей и суждений, которые основаны на моральных ценностях человека.
Сеземина Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность
В статье представлена система работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...
Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы»
Формирование речи ребенка с ОВЗ в семье...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...
Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"
Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...
К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...