Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики
консультация
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши детки, идя в школу, знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши детки, идя в школу, знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе?
Мелкая моторика (по определению Википедии) — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия (нарушение письма).
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности. Но каждая из них – невероятно полезна! Чем же занять малыша?
Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку – белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.
С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.
С года к этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.
Вот несколько подходящих упражнений:
- Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
- Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
- Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
- Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.
С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.
У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.
В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение).
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
- Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп);
- Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;
- Кухонная утварь;
- Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;
- Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;
- Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;
- Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;
- Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
- Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
- Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;
- Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
- Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом;
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки;
- Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение);
- Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
- Собирать на даче или в лесу ягоды;
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью;
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки;
- Перелистывать страницы книги;
- Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна.
- Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....
Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу...
Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»
В буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ . УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ .
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ....
Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка. Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.
Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки....
Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»
Памятка - буклет для родителей«Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»...
План самообразования учителя логопеда по теме коррекция мелкой моторики у детей с ТНР
Общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования мелкой моторики рук у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладени...