Рекомендации родителям "Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)

Сорокина Ольга Сергеевна

вторая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_detey_3-4_let.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Кризис 3-х лет. Рекомендации родителям.

Процесс адаптации у кого-то к новым условиям детского сада, у кого-то к новой группе и воспитателям, как показывает опыт, тяжелее всего проходит у детей в возрасте 3-3,5 лет. Это обусловлено тем, что оно совпадает с кризисом развития личности, который можно охарактеризовать как «я сам!». Ребенок начинает осознавать собственное «Я». Он стремится к самостоятельности, самоутверждению. В это время у него активно развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении ставить перед собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордится своими достижениями. Все эти новые черты являются положительным следствием кризиса для ребенка.

Однако у кризиса 3 лет есть и неприятная сторона – обострение детско-родительских отношений. У малыша ни с того ни с сего появляются некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап: деспотизм, своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что не ставит, отказывается подчиняться, требованиям и просьбам, пытаясь сделать все наоборот. Стоит отметить, что обычно период кризиса труднее переносят дети, чем их родители. Ребенок сам не понимает, почему так себя ведет, не умеет сдерживать свои порывы и эмоции. Он отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает, кричит и топает ногами, если не выполняются любые его просьбы. Не редко такое поведение ребенка застает родителей врасплох.

• Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой, и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.

• Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что- то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

• Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они не совершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения — впечатление от увиденного.

• Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики, как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

• Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи —бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы, или по дороге из детского сада домой поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

• Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, к дворцу спорта, к зданию театра, к железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

• Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3—4 года — это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребёнку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед. Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам — совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда вам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

• Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.

• Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей 6-7 лет . КРИЗИС 7 ЛЕТ

Симптомы кризиса 7 летРекомендации родителям «Как общаться с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет» Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка...

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», Кризис 3 лет»

Задачи:1. Рассмотреть возрастные индивидуальные особенности детей 3-4 лет.2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.3. Привлечь родителей ...

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"

В материале преставлена краткая характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет и признаки и особенности кризиса данного возраста....

Конспект родительского собрания на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Кризис трех лет»

Знакомство родителей с возрастными психологическими  особенностями детей 3 лет и умение учитывать их в общении...