«Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»
консультация

Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepanova_n.v.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»

Цель: активизация и обогащение знаний родителей о развитии моторики у детей 4 – 5 лет.

Многие недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе.

Крупная моторика, или общая – это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. Этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.

Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. А для этого необходимо учиться контролировать движения и управлять ими, согласовывать действия, развивать двигательную активность.

К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, чем у малышей, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.

У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге (развивается равновесие), ходить на пятках и на носках и т.д. Движения становятся намного совершеннее. Скелет отличается гибкостью, так как  процесс окостенения не закончен, поэтому в этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Ребёнок становится ловким и быстрым.

Характеризуя особенности развития детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних появлениях ребенка:

  • сгорбленность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напрядены или сжаты в кулаки);
  • походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • позы – застывшие, скованные и однообразные;
  • движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков!

Итак, ценность развития крупной моторики велика. Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики.

Побольше играйте с ребенком в подвижные игры. Игры для развития двигательных навыков: «Пилоты», «Веселые мячи», «Прыгает – не прыгает», «Пятнашки», «Мыши в кладовой», «Закати в ворота мяч», «Перешагни через веревочку», «Пузырь» и др.

Игра с родителями «Пилоты».

Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов.

Взрослый и ребенок становятся на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты к полету!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего «самолета», «наливают в баки керосин» (наклоняются), «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). «Самолеты» находятся «в воздухе» до тех пор, пока мама не скомандует: «Самолеты, на посадку!».

После этого взрослый и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей – «вернуться на свой аэродром».

Игра повторяется 2-3 раза.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, –  говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка.

На четвёртом году жизни ребёнок учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, пряжки и т.д. На пятом году – совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Привлекательным занятием становится рисование по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму.

Для подготовки руки к письму детей 4–5 лет можно использовать:

  • пальчиковую гимнастику (упражнения развивают их ловкость, подвижность);
  • игры и действия с предметами (для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре);
  • графические упражнения (игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память);
  • тактильное письмо: написание букв или цифр на песке, манке (развивает тактильные коммуникации, память и воображение);
  • «шершавый» алфавит (проводя пальцами по контуру букв, ребёнок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти);
  • игра на музыкальных инструментах;

Очень полезны лепка, рисование, штриховка, работа с конструктором, мозаикой, игры с песком, крупами, бусинами.

Игры для развития мелкой моторики рук: «Найди сюрприз», «Зашнуруй ботинок», «Тир», «Бусы», «Поймай мячик», «Рисуем ножницами», пальчиковая гимнастика и др.

Игра с родителями «Бусы»

Оборудование: бусины разной формы, карточки с изображением готовых бус.

Родителям нужно собрать бусы используя образец, изображенный на карточке.

Игр и упражнений, направленных на развитие моторики очень много. Главное – учитывать возраст, настроение, желание и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: Сфера, 2021. – 64 с.
  2. Веретенникова А. Ю. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Аркти, 2006. – 96 с.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А.К. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  5. Мамаева, Н. А. Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2024. – № 6 (505). –  с. 263-266. – URL: https://moluch.ru/archive/505/111185/.

                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Полезные рекомендации для родителей детей от 1 до 7 лет по развитию общей и мелкой моторики....

Развитие крупной и мелкой моторики детей

Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве...

Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развивая пальчики и кисть руки- мелкую моторику- мы стимулируем развитие всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Но мелкая моторика хорошо развивается только в случае...

Развитие крупной и мелкой моторики детей

Игры и упражнения для развития крупной моторики...

План самообразования по развитию крупной и мелкой моторики детей во второй младшей группе

Развитие крупной и мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

«Формирование у детей раннего возраста интереса к окружающим предметам в игре и активному действию с ними, развитие крупной и мелкой моторики».

Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитии зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.Создает ...