Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Развивая пальчики и кисть руки- мелкую моторику- мы стимулируем развитие всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Но мелкая моторика хорошо развивается только в случае, если развита крупная моторика. Нельзя начинать развивать мелкую моторику и не заниматься общей координацией движений. Во всем должен быть баланс и постепенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_krupnoy_i_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.odt | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Крупная моторика-это основные движения нашего тела: рук, ног, туловища, шеи. Это координация, это ловкость, это походка. Это общее физическое состояние ребенка. Крупная моторика у ребенка развивается с рождения, и мы ему помогаем, когда учим его переворачиваться, когда выкладываем на животик, когда делаем ему массаж и гимнастику, когда учим его плавать в большой ванне, когда учим его делать первые шаги, когда учим его прыгать, кататься с горки, кататься на велосипеде, бросать мяч и т.п.. Вся природа ребенка с рождения до школы направлена на постоянное движение. Чтобы развиваться- ребенок должен двигаться! Двигательная активность- залог хорошей работы мозга!
Что мы можем сделать, как помочь в развитии крупной моторики?
- Активные прогулки на свежем воздухе- все детские площадки сейчас это мечта! Не запрещайте детям лазить и карабкаться. Да, страшно. Но будьте рядом, подстраховывайте, со временем он сам научится быть осторожным. Полезно ходить по узкой поверхности- скамья или бордюр. Прыгать на двух ногах и на одной по очереди. Прыгать на скакалке. С 5 лет ребенок вполне способен обучиться прыжкам на скакалке.
- Езда на самокате и велосипеде.
- Игра с мячом- бросать, ловить, пинать ногой, бросать в кольцо- прекрасное развитие координации. При этом с размером мяча можно импровизировать- от теннисного до волейбольного. Помните- чем меньше ребенок- тем больше должен быть мяч! И наоборот. Старших дошкольников можно учить жонглировать.
- Плавание. Тут без комментариев- только польза.
- Любой спорт или танцы на уровне систематических занятий. Для дошкольников это обычно не профессиональный уровень, но нам ведь нужно общее развитие, а не олимпийская медаль. В первую очередь ребенку это должно нравиться! Очень хорошо развивают мозг сложно координированные виды спорта- как художественная или спортивная гимнастика, фигурное катание, акробатика. Когда разные части тела делают разные движения.
- Коньки и ролики. С 4 лет вполне доступны. Горные лыжи сюда же! Отлично развивают координацию и чувство равновесия. Не забывайте о защите!
С крупной моторикой разобрались- теперь о мелкой моторике. Точнее- о тонких движениях пальцев и кисти. О том, насколько это важно, долго говорить не буду, это очевидно. Ум ребенка на кончиках пальцев. Подчеркну также и то, что развивая мелкую моторику в дошкольном возрасте- мы готовим руку ребенка к письму.
Упражнения для развития мелкой моторики. Все упражнения выполняем в игровой форме. Запомните важное правило- все упражнения выполняем по очереди обеими руками, сначала одной, потом другой.
- Игры-шнуровки. Продеваем шнурок в дырочки, учимся завязывать узелки и бантики (с 5 лет).
- Нанизывание бусин на веревочку или проволоку. Так же это может быть скрепка- раскрываем ее и нанизываем мелкие бусинки. Детям постарше можно дать тонкую проволочку и мелкие бусинки или бисер.
- Лепка из пластилина. Чем младше ребенок- тем проще должны быть поделки- это колобок, колбаска, бараночка. Пусть слепит угощение для мишки или для куклы- тарелочку с пирожками или баранками. Так же можно делать пластилиновые картины- мама нарисовала солнышко, а ребенок лепит лучики из пластилина. Или мама нарисовала домик- ребенок лепит заборчик из пластилина. Можно делать пластилиновые аппликации и использовать природный материал- к пластилину приклеивать гречку, или ракушки, или мелкие камушки.
- Игры с мозаикой и мелким конструктором лего. Так же много игр с магнитами: магнитные мозаики, конструктор- тоже будут очень полезны.
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую. Это может быть гречка, пшено, манка. Можно пересыпать маленькой чашкой или ложкой.
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох или мелкую фасоль, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений руки- складывание салфеток по размеченным линиям. Для детей постарше- оригами.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края пластиковой мисочки или небольшой коробки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.
- Приготовьте разные по размеру пластиковые бутылки из-под воды, шампуня, йогуртов, косметических средств и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить. Это занятие для детей с 4-х лет.
- Налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену при помощи венчика. Чтобы было меньше уборки потом- лучше это занятие проводить в ванной.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее. С 4 лет начинаем упражняться в вырезании ножницами. Сначала учимся резать по прямой линии, и только когда навык будет освоен- учим ребенка фигурному вырезанию из бумаги.
- Изо уголок. Оборудуйте вашему ребенку изо уголок, где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых маленьких - соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, карандаши, цветные восковые мелки.
- Если маленький ребенок еще не держит в руках карандаш или кисточку- учимся рисовать поролоновыми губками, ватной палочкой, пальчиками.
- Очень интересна и полезна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать. При помощи сухого песка можно делать аппликации.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
- Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
- Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Лепить из теста печенье.
- Открывать дверь или почтовый ящик ключом.
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
- Вешать белье, используя прищепки.
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Помогать перебирать крупу.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Вытирать пыль, ничего не упуская.
- Включать и выключать свет.
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
- Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Можно дать ему постирать мелкие вещички- носовой платок, перчатки, носки.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме. Походит для детей с 5 лет
Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных взрослых дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Развитие координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Развитие сенорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Полезные рекомендации для родителей детей от 1 до 7 лет по развитию общей и мелкой моторики....
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Нарушение и коррекция крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом. Тем ...