План самообразования по развитию крупной и мелкой моторики детей во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

Развитие крупной и мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФБГДОУ Центр развития ребенка – детский сад №1387 УДП РФ

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: Развитие крупной и мелкой моторики детей второй младшей группы.

Воспитатель Гайнанова Айгуль Ильдусовна

2020 – 2021 учебный год

Цель: развитие крупной и мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.  Создание комфортной обстановки в группе, как условие для развития мелкой моторики, а также развития памяти (зрительной и слуховой), развития речи и формирования навыков самообслуживания.

Актуальность выбранной темы.

Актуальность работы по развитию крупной и мелкой моторики детей обусловлена возрастными и психологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. А также чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать мелкую моторику рук. То есть движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций мышления, памяти, внимания. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Методы и приемы, используемые в работе:

  • массаж кистей рук
  • пальчиковые игры по Железновым
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошкой, картофелем и губкой.
  • вырезание ножницами
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (крупы, прищепки, природные материалы: желуди, шишки, каштаны орехи)
  • пазлы, мозаика.

План работы на год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Абрамова Л.П. Бушки-Барашки. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2004

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» - Росмэн, 2010

Работа с детьми

Сентябрь

- Занятие «Красавица-осень». Аппликация из осенних листьев.

- Катание между ладонями карандашей, шишек, орехов, каштанов.

- Расстёгивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок, липучек на одежде кукол.

- игры с мозаикой.

- Пальчиковая гимнастика по Железновым

Коллективная работа: аппликация из осенних листьев «Красавица-осень»

Октябрь

-Занятие «Грозовая туча». Аппликация из ваты и рисование губкой.

- Работа с пластилином: «Черепаха», «Ежик»

- Пальчиковые игры по Железновым

- Штриховка: «Осенние листочки», «Фрукты».

- Шнуровка.

- Игры с мозаикой, пазлами.

Коллективная работа: «Грозовая туча»

Ноябрь

- Занятие «Аквариумные рыбки». Аппликация и барельефная лепка из пластилина.

- Упражнения с прищепками: «Ёжики».

- Работа с пластилином: «Грибок», «Перелетные птицы».

- Рисование пальчиками: «Божья коровка», «Мухомор»

- Шнуровка.

- Самомассаж с шишками.

- Игры с мозаикой, пазлами.

- Вырезание ножницами: «Гусеница», «Шарфик для жирафа»

- Пальчиковые игры по Железновым.

Коллективная работа «Аквариум»

декабрь

- Занятие «Новогодняя елочка». Аппликация и рисование ладошками.

- Штриховка: «Ёлочка».

- Работа с пластилином: «Снежный ком», «Снеговик»

- Рисование пальчиками: «Снег идет», «Варежки».

- Пальчиковая гимнастика по Железновым.

- Пальчиковый театр: «Колобок».

- Игра с прищепками: «Ёлочка».

- вырезание ножницами «Гирлянда», «Снежинка».

Коллективная работа «Новогодняя елочка»

январь

- Занятие «Зимняя улица». Аппликация из ваты и бумаги, рисование пальчиками.

- Пальчиковый театр: «Курочка Ряба».      

- Работа с соленым тестом: «Пирожки, баранки и крендельки»

- Рисование пальчиками и/или трафаретами: «Морозные узоры», «Ёлочка»

- Пальчиковая гимнастика по Железновым.

- Работа со шнуровкой.

- Самомассаж шишками.

- Игра с крупой: «Найди игрушку».

- Аппликация из ваты «Снегопад».

Коллективная работа: «Зимняя улица»

февраль

- Занятие «Следы на снегу». Аппликация и рисование штампами.

- Работа с соленым тестом.

- Рисование пальчиками и/или трафаретами: «Следы на снегу», «Валенки».

- Пальчиковые игры по Железновым.

- Игры с пуговицами.

- Игры с крупой: «Найди игрушку»

Коллективная работа «Следы на снегу»

март

- Занятие «Весна пришла». Аппликация из ваты и бумаги, рисование пальчиками.

- Пальчиковые игры по Железновым.

- Рисование картофелем «Весенние лужи».

- Игра с водой и снегом.

- Игры со шнуровкой.

- Работа с пластилином: «Подснежники», «Верба».

Коллективная работа «Весна пришла»

апрель

- Занятие «Космос». Аппликация «Звездное небо»

- Рисование пальчиками и/или трафаретами: «Звёздочка», «Ракета», Комета»

- Работа с природным материалом.

- Пальчиковые игры по Железновым.

- Игры с водой и снегом.

- Самомассаж природным материалом.

Коллективная работа «Звездное небо»

май

-  Занятие «День победы». Аппликация и рисование пальчиками.

- Аппликация: «Бабочка», «Цветы весенние».

- Рисование пальчиками и/или трафаретами: «Гусеница», «Бабочка», «Пчёлка».

- Работа с пластилином и спичками.

- Игры с крупой и природными материалами: «Найди кубик».

- Пальчиковая гимнастика по Железновым.

- Вырезание ножницами. «Бабочка».

- Пальчиковый театр «Теремок».      

Коллективная работа «День победы».

Работа с семьей

Сентябрь – ноябрь

Консультация по подбору игр по развитию мелкой моторики.

Выставка-описание дид.игр.

Декабрь – январь

Выполнение новогодних игрушек с детьми дома

Выставка поделок.

Март – апрель

Чтение сказок дома.

Конкурс рисунков «В гостях у сказки»

Самореализация

Апрель – май

Открытый показ занятия в младшей группе.

Открытое занятие.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук» во второй младшей группе

план работы во второй младшей группе по теме "Развитие мелкой моторики рук"...

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.

Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....

Кружок по развитию речи «Речецветик» развитию мелкой моторики рук. во второй младшей группе

Развивать речь 2 младшей группы посредством формирования и развития мелкой моторики рук...

Статья "Развитие речи детей через мелкую моторику рук во второй младшей группе"

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелку...

Развитие крупной и мелкой моторики детей

Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве...

Развитие крупной и мелкой моторики детей

Игры и упражнения для развития крупной моторики...