Консультация для родителей: роль взрослых в формировании самооценки ребенка!
консультация (старшая группа)
Вместе с мамами и папами мы обсудили роль взрослых в формировании самооценки ребенка, попытались обьяснить детские поступки и оценить мотивацию малышей.Поговорили о том, как находить подходящие слова для поощрения, ведь успешность и благополучие детей - наше общее дело!
Семинар-практикум для родителей
«Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции».
Задачи:
- объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;
- сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;
- предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;
- продолжить обучение общению в группе;
- создать психологически благоприятный настрой для родителей.
Форма проведения: семинар-практикум.
Принцип проведения: сотрудничество.
Ход семинара-практикума.
Уважаемые родители, мы очень рады приветствовать вас и предлагаем всем встать в круг.
Станем дружно вместе в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Чтобы определить тему сегодняшнего семинара, мы предлагаем послушать стихотворение.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью,
Это к счастью!» -
Все семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я?
«Ты разиня,
Ты растяпа» -
Скажет мне семья.
Как вы думаете, как будет называться тема нашей сегодняшней встречи? Какая главная мысль, которую хотел донести нам ребенок? (родители высказываются).
Наша цель сегодня – пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка, и оценить последствия этого влияния. Поэтому тема семинара называется: «Самооценка ребенка – важнейший фактор успешной жизненной позиции».
Любая оценка – это некий жизненный стандарт, который мы навязываем другому человеку. И наши ожидания определяются культурными стереотипами, которые складывались на протяжении длительного периода времени, то есть у нас есть определенные представления о том, как должен вести себя человек в разных типичных обстоятельствах. А так как каждый родитель любит своего ребенка, то это значит, что ребенок обязательно должен быть хорошим. Наши ожидания могут быть чрезмерными, хотя им мало кто может соответствовать в реальности. Поэтому расхождения между требованиями родителей и индивидуальностью ребенка приводят к конфликтам, а позже – и к деформации самооценки.
Что же такое самооценка? Давайте попробуем сформулировать определение этому понятию. ( Высказывания родителей).
Согласитесь, что самооценка ребенка тесно связана с наказанием и поощрением. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. А наказание – это отрицательная оценка его поведения в случае нарушения им норм нравственности.
Существует три принципа реагирования на поступки ребенка, и мы хотим вас сегодня с ними познакомить.
Для того чтобы раскрыть первый принцип, давайте поиграем.
Игра «Круг».
Вам нужно распределиться по парам. Один человек из пары садится на стул, а второй встает сзади. Те родители, которые стоят, будут по очереди высказывать негативные установки партнеру своей пары.
1. И в кого ты только такой уродился?
2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки!
3. Растяпа! О чем ты только думаешь?
4. у всех дети, как дети, а ты…
5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь.
6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут?
7. Сколько раз тебе можно повторять?
8. Грязнуля, ты что, по земле катался?
Теперь хочется спросить у тех родителей, которые выслушивали негативные высказывания, что вы почувствовали, какие ощущения испытывали? Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.
Поэтому первый принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности». Измените высказывания.
Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ребенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокойным? Возможно ли взаимопонимание без искренности?
Игра «Бантики».
Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать себе бантик: красный или синий. Те родители, которые выбрали красные бантики, придумывают хороший поступок ребенка, за что его можно похвалить, и записываю его на красном листочке. А те, кто выбрал синий бантик, придумывают плохие поступки, за которые чаще всего детей наказывают, и записывают их на синих листочках. По очереди вешаем бантики с листочками на дерево и озвучиваем хорошие и плохие поступки. У нас получилось дерево хороших и плохих поступков. Несмотря на это, и на хорошие, и на плохие поступки ребенка действует единый принцип общения. Он звучит так: «для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка». То есть реакция и на хороший, и на плохой поступок ребенка должна начинаться с местоимения Я, например: « я очень огорчена, ведь эта кружка была мне так дорога, потому что подарила ее твоя бабушка».
Давайте теперь каждый попробует выразить свои чувства на придуманные вами ситуации с помощью Я-сообщений.
Мы переходим к третьему принципу правильного реагирования на поступки детей. И сейчас мы предлагаем вспомнить те негативные высказывания, которые вы говорили своему партнеру в паре (первый принцип) и подобрать к ним позитивные.
1. И в кого ты только такой уродился? Не знаю, что бы я без тебя делала
2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! Давай устроим соревнования, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.
3. Растяпа! О чем ты только думаешь? Ты очень способный, у тебя все получится!
4. У всех дети, как дети, а ты… Ты - моя опора и помощник.
5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь. Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.
6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? Я тебе обязательно помогу, не переживай.
7. Сколько раз тебе можно повторять? А ты, сынок, как считаешь?
8. Грязнуля, ты что, по земле катался? Ничего страшного, у нас ведь есть стиральная машинка.
Третий принцип гласит: «хвалить следует поступки, а не характер».
Все дети разные, но их можно объединить по 4 основным типам темперамента.
Тест « Каков мой ребенок?»
№ | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Быстро ли ваш ребенок привыкает к незнакомым людям? Быстро ли находит общий язык с ними? | а) быстро находит общий язык, быстро привыкает; б) долго привыкает к незнакомым людям; в) трудно сказать однозначно. |
2 | Легко ли ребенок переходит от одной деятельности к другой или ему необходимо некоторое время, чтобы перестроиться? | а) легко переходит от одной деятельности к другой; б) при переходе от одной деятельности к другой перестраивается долго и с трудом; в) трудно сказать. |
3 | Насколько сильны эмоции вашего ребенка? | а) почти невероятно, чтобы он расстроился; б) эмоциональный фон нестабилен; в) иногда он плачет из-за пустяка, а иногда воспринимает все спокойно. |
4 | Какой темп реакций обычно у вашего ребенка? | а) любит делать все медленно, неторопливо; б) всегда торопится, делает все быстро; в) всегда разный. |
5 | Ваш ребенок всегда занят, в движении или он тих и спокоен? | а) подолгу сидит и тихо играет; б) всегда в движении, даже когда сидит; в) всегда разный. |
6 | Какое настроение преобладает у него? | а) преобладает хорошее; б) часто меняется; в) чаще бывает задумчивым и грустным. |
7 | Какие игры предпочитает ваш ребенок? | а) предпочитает шумные, подвижные; б) подвижные игры с элементами спорта, часто конфликтует со сверстниками; в) предпочитает спокойные, не конфликтует; г) предпочитает играть один. |
За каждое совпадение один балл.
Тип темперамента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Всего |
Сангвиник | а | а | б | в | б | а | а |
|
Флегматик | б | б | а | в | а | б | в |
|
Холерик | а | а | в | б | б | б | б |
|
Меланхолик | б | б | а | а | а | в | г |
|
Мы не случайно провели этот тест. Ведь тип темперамента ребенка даст нам возможность понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что может помешать.
И сейчас хочется дать рекомендации, как реагировать на поступки и действия ребенка в зависимости от его типа темперамента.
Если ваш ребенок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит начатое дело до конца, то он – сангвиник:
- постоянно поддерживайте и одобряйте ребенка, не захваливая его;
- учитывайте его интересы в порученном деле;
- ставьте конкретную цель перед любой деятельностью;
- по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений.
Если ваш ребенок спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен, он – флегматик:
- старайтесь демонстрировать результаты его достижений;
- поддерживайте любые начинания ребенка, проявления его инициативы;
- будьте рядом с ребенком тогда, когда ему понадобится ваша помощь;
- используйте положительные методы воздействия.
Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий, то он – холерик:
- разговаривайте с ним спокойным, ровным тоном;
- ставьте перед ним конкретную задачу;
- демонстрируйте ребенку возможный вариант результатов его деятельности;
- положительно оценивайте его деятельность.
Если ваш ребенок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален, он – меланхолик:
- поощряйте его в процессе самой деятельности одобрениями;
- создавайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
- как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка;
- реально оценивайте вклад его действий в общее дело.
Сейчас мы бы хотели заострить внимание на очень важном моменте, который многие родители упускают. Однако это очень влияет на формирование самооценки ребенка. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, прикоснулись – они довольны его поступком, одобрят его: действуй так и впредь. На лице недовольство, жесткость – они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.
Часто ли ребенок раскрывается вам, когда рассказывает о себе, своих друзьях, проблемах? За словами всегда кроются чувства. Понять ребенка – значит понять, что он хочет, что его беспокоит. Именно на эти чувства каждый ребенок ожидает отклика в первую очередь.
Предлагаем провести мини-тест и узнать, хорошо ли вы знаете своего ребенка.
Мини-тест «хорошо ли вы знаете своего ребенка?»
Мы будем читать вам высказывания детей, а вы должны выбрать из предложенных вариантов, какие чувства ребенка, на ваш взгляд, стоят за этими словами.
№ | Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
1 | Ты будешь держать меня за руку, когда я буду сидеть у зубного врача? | а) боится; б) капризничает; в) не хочет идти к врачу; г) требует внимания к себе |
2 | Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей | а) хочет заслужить ответную похвалу; б) гордится родителями; в) чувствует благодарность; г) хвастается перед другими |
3 | Я сам справлюсь, не нужно мне помогать | а) чувствует уверенность в своих силах; б) хочет чувствовать себя взрослым; в) не хочет помощи; г) хочет произвести впечатления на окружающих |
4 | Я больше не буду играть с Машей. Она – жадина | а) сердится; б) чувствует свое превосходство; в) хочет, чтобы Машу наказали; г) чувствует обиду |
5 | Я не люблю спать в обед | а) злится; б) старается привлечь к себе внимание; в) старается привлечь свое внимание; г) хочет, чтобы родители повлияли на воспитателя |
Каждое совпадение оценивается в один балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а, г | б, в | а, в | а | б, г |
8-9 баллов – чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость;
5-7 баллов – высокая эмоциональная чуткость;
2-4 балла – слабое распознавание эмоций.
Теперь каждый знает степень эмоциональной чуткости своего ребенка. И сейчас хотим предложить вам придумать способы проявления положительных эмоций к своему ребенку и записать их на сердечках.
Упражнение «Сердечки».
В течение некоторого времени вам нужно придумать и записать способы проявления (2-3) положительных эмоций к своему ребенку. Затем все сердечки прикрепляются к большому сердцу.
Посмотрите, сколько разных способов проявления положительных эмоций мы смогли вспомнить, придумать. Поэтому не скупитесь на выражение своих чувств, потому что всем известен закон: как ты будешь относиться к ребенку, так он будет относиться к тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль взрослого в речевом развитии ребенка"
В данной консультации описаны основные моменты правильного поведения взрослых для полноценного речевого развития ребенка....
Консультация для родителей « Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению»
определение понятий семья, семейное воспитание, готовность к школьному обучению,взаимосвязь готовности к школьному обучению и взаимоотношений в семье...
Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи....
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»...
Консультация для родителей: "Роль взрослых в развитии речи ребенка"
Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста....
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании ЗОЖ ребенка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
laquo;Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает всемье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования...