Методы воспитания дошкольного образования
материал

Иванова Дарья Игоревна

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_vospitaniya_doshkolnogo_obrazovaniya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы воспитания дошкольного образования

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

        С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.  Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
        В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации:

— методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;

 — методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;

 — методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

        Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.

        Метод приучение к положительным формам общественного поведения. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях систематически побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами). Приучение эффективно при соблюдении следующих условий:

- четкая организация жизни детей, соблюдение режима;

-  наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения;

- единство требований, положительная поддержка и пример взрослых.

        Метод упражнение в положительном поведении и поступках. Использование метода упражнений предполагает ряд требований:

— необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения. При этом чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения;

— сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;

 — упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;

 — постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;

 — опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка.

        Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества. Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в тех или иных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе и т. п.).

        Игровые методы воспитания. Применение игровых методов в воспитании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера современного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведения и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста.

        Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствует развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении, правилах общения и взаимоотношений. Эти методы помогают дошкольникам понять смысл моральных требований к поведению и отношению к окружающим людям, осмыслить и оценить свои поступки и поступки сверстников, получить представление о ценностях и нравственных качествах людей. В конечном итоге данная группа методов содействует переводу общественных целей и ценностей в личные мотивы деятельности и поведения детей. В группу методов осознания детьми опыта поведения и деятельности входят рассказ воспитателя на моральную тему, разъяснение нравственных норм и требований, этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране)

        Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

        Поощрение — это выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников. Цель поощрения — вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы.

        Наказание — метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения, но не о его личности. Формы наказания дошкольников: замечание, порицание, индивидуальный разговор. Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения.

        Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера). Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя на личность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектный метод в дошкольном образовании"

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работ...

Проблемные методы в дошкольном образовании

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противо...

«Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»

Статья «Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»...

Проектный метод в дошкольном образовании

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех уровнях системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.Стержнем данной технологии является самостоятель...

Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в подготовительной группе.

Как правильно организовать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО в ДОО? Как сделать жизнь ребёнка в ДОО, в семье увлекательной и интересной? Как сохранить правильный баланс в развитии ...

Проектный метод в дошкольном образовании

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решен...