Проблемные методы в дошкольном образовании
статья на тему

Осипова Людмила Сергеевна

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_metody.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся

1) монологическом

 2) рассуждающем;

 3) диалогическом;

 4) эвристическом;

 5) исследовательском;

 6) метод программированных заданий.

 Метод монологического изложения. При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция. Методы рассуждающего изложения. Первый вариант - создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

 Второй вариант - излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

 Метод диалогического изложения. Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично- поискового методов обучения. Форма - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий. Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

 Метод программированных заданий. Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.

В каждом конкретном случае мы сами выбираем в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально.

Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектный метод в дошкольном образовании"

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работ...

«Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»

Статья «Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в старшей группе.»...

Проектный метод в дошкольном образовании

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех уровнях системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.Стержнем данной технологии является самостоятель...

Проблемные методы в дошкольном образовании и их использование при проектировании НОД в подготовительной группе.

Как правильно организовать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО в ДОО? Как сделать жизнь ребёнка в ДОО, в семье увлекательной и интересной? Как сохранить правильный баланс в развитии ...

Проектный метод в дошкольном образовании

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решен...