Проектный метод в дошкольном образовании
методическая разработка

Екатерина Анатольевна Гинатулина

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех уровнях системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.Стержнем данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_doshkolnom_obrazovanii.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в дошкольном образовании

В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве главного результата образования заявлено «его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся в будущем. «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» .

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех уровнях системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст («Дальтон-план», 1919 г.). Н.Ю. Пахомова определяет метод учебного проекта как одну из «личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики» . Стержнем данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возрастного периода.

Это любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. К пяти-шести годам формируется относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. Все в большей степени проявляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям старших дошкольников. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Проектная культура как часть общей культуры созидательной преобразующей деятельности имеет широкие возможности для решения задач гуманизации дошкольного образования, поддержки и оптимизации процессов разностороннего развития и личностного становления детей.

Структура учебного проекта предполагает исключительно субъект-субъектный характер взаимодействия участников, их деятельность строится на основе внутренней мотивации, решение общих задач не исключает достижения участниками проекта собственных целей, предполагается использование методов (исследовательских, поисковых, проблемных) творческих по своей сути, участие в работе коллектива.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. По словам Е. Хилтунен, старший дошкольный возраст - «одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребенка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых» .

Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.

Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценится любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулирует взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира является одним из определяющих критериев успешности проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду это «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Таким образом, проект - это не случайная совокупность различных видов деятельности. Его фундамент должна составить личностно-ориентированная ситуация - педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Воспитателю необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети (В.В. Сериков) [8]. Это определяет выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности. В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема.

В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта, различают несколько видов проектов.

1. Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов. Дети пяти-семи лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.

3. Приключенческие, игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях.

Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия.

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в их основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с дошкольниками детальный план описания объекта, определить необходимую последовательность действий.

5. Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого материально представленного результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.

Проекты также подразделяют: по составу и количеству участников; по степени определенности результата; по срокам реализации (краткосрочные и долговременные); по тематике. Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения. Приведем примеры.

Тема проекта: «Комнатные растения».

Название проекта: «Мой цветок»

Вид проекта: краткосрочный индивидуальный исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей шести-семи лет.

Суть проекта: каждый ребенок выбирает комнатное или садовое цветущее растение. Детям предлагается, опираясь на свои знания о строении растений, опыт наблюдения за комнатными растениями, составить описание выбранного объекта, используя опорные символы. Также создается рассказ или сказка.

Каждому ребенку необходимо хорошо рассмотреть свое растение, в течение нескольких дней понаблюдать за ним, для того чтобы ответить на определенный набор вопросов. Таким образом, описательная часть проекта связана со строением растения, а фантазийная - с представлениями детей о его «характере», «привычках», «пристрастиях», «друзьях».

Результатом работы над проектом становится рассказ ребенка о своем растении по схеме и записанная родителями история с детскими иллюстрациями. Каждый имеет право сделать акцент на наиболее интересной для него части работы.

Таким образом, при общей целевой установке результаты могут значительно отличаться. Продолжением проекта становится непосредственное участие детей в жизни выбранных ими растений - полив, уход, пересадка при помощи взрослых.

Тема проекта: «Творческая мастерская».

Название проекта: «Мультфильм своими руками».

Вид проекта: долгосрочный творческий групповой совместный детско-родительский проект с вариативным результатом для детей от шести лет.

Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, конструирования, выполнения поделок из природных материалов, дети изготавливают персонажей и декорации для после дующей постановки спектаклей или съемки мультфильмов. В последнем случае анимационный фильм снимается родителями воспитанников при различной доле участия детей [10].

Тема проекта: «Русские народные сказки».

Название проекта: «Гуси-лебеди»

Вид проекта: долгосрочный групповой приключенческий проект с неопределенным результатом для детей пяти-шести лет.

Суть проекта: организуется путешествие по страницам знакомого произведения, в ходе которого дети, беря на себя роль персонажей сказки, выполняют развивающие задания [9], принимают решения в различных игровых, проблемных ситуациях. Проект нацелен на развитие логического мышления, воображения, театрализованной деятельности, дальнейшее формирование коммуникативных компетенций, навыков безопасного поведения.

Тема проекта: «Обитатели живого уголка».

Название проекта: «Живой уголок»

Вид проекта: долгосрочный групповой информационный проект с заданным практическим результатом для детей шести-семи лет.

Суть проекта: используя опорные символы, дошкольники фиксируют свои наблюдения за питомцами живого уголка, итоги систематизации собранной информации. В результате совместных усилий всей группы получается книжка-малышка для младших детей «Живой уголок». Покидая детский сад, выпускники составляют своего рода инструкцию по уходу за питомцами живого уголка.

Тема проекта: «Безопасность на улицах города».

Название проекта: «Дорожная азбука для малышей»

Вид проекта: долгосрочный групповой практико-ориентированный проект с заданным практическим результатом для детей шести-семи лет.

Суть проекта: в ходе актуализации, систематизации и конкретизации представлений детей подготовительной к школе группы о правилах дорожного движения и правилах безопасного для себя и окружающих людей поведения на улицах дошкольникам предлагается поделиться своими знаниями с малышами.

С этой целью старшие дети выполняют рисунки, иллюстрирующие отдельные правила. Итогом становится создание своеобразной дорожной азбуки для малышей.

Общая схема организации проектной деятельности может быть следующей.

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны абсолютному большинству детей. Примерами таких «беспроигрышных» затей могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и др.

Необходимо отметить, что по- мимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия дошкольников в проекте. Поэтому, являясь лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется его потенциал.

2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме - это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляется возможность совершить «личностное действие» (В.В. Сериков) [8] - увидеть себя по отношению к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание, непонимание.

Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.

3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. По мысли одного из родоначальников проектного метода Д. Дьюи, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к естественным. Прежде всего, это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято при использовании традиционных методов, приобретает «способность побуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.

5. Реализация проекта.

5.1. «Информационный запрос».

Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у дошкольников «информационный запрос» организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков.

Таким образом, обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых детьми умений, формируются образовательные потребности.

5.2. Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректив. На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данном этапе проекта закладывает основу таких качеств как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

6. Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практико- ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие - показ спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские - сообщение о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранной информации.

Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая - процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение, т.е. для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.

7. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов на процесс деятельности является одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учебной деятельности.

Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.

Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

Степень такой самостоятельности, выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Рассмотрим пример исследовательского проекта.

Тема проекта: «Домашние животные».

Название проекта: «Малышам о домашних животных»

Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным практическим результатом для детей пяти-шести лет. 

Проблема: дети второй младшей группы не умеют читать, добывать необходимую информацию, но хотят как можно больше узнать о домашних животных.

Цель проекта: собрать и представить в доступной для малышей форме информацию о домашних животных, оформить собранный материал, заполняя книжку-малышку на печатной основе «Домашние животные».

Программные задачи:

1. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о домашних животных.

2. Формировать у детей базовые познавательно-исследовательские компетенции, элементарные навыки работы с информацией, умения, связанные с выполнением знаково-символических действий.

Ход работы.

Определение проблемы, мотивирующее начало проекта. Мотивационной основой деятельности детей старшей группы становится просьба младших воспитанников детского сада. Старшие дошкольники обычно охотно откликаются на подобные просьбы, позволяющие им проявить свою «взрослость», осведомленность, выступить наставниками малышей, применить свои знания и опыт.

Для большинства шестилетних детей тема проекта представляет живой интерес, актуальна, доступна для восприятия. Это делает их инициативными, стимулирует творческую и познавательную активность в процессе реализации проекта.

Целью работы детей становится поиск ответов на вопросы малышей. Целевую установку дошкольникам помогает конкретизировать взрослый, совместными усилиями определяется последовательность задач, план работы над проектом, направления, в которых хотелось бы принять участие каждому ребенку, родителям воспитанников, педагогам.

На этапе поиска форм реализации проекта детям предлагается создать для своих младших товарищей книжку-малышку «Домашние животные». Печатная основа книги задает определенную логику работы.

На этапе организации работы над проектом педагоги, родители воспитанников и сами дети подбирают материал, необходимый для реализации задуманного. Возникает «информационный запрос», связанный с противоречием между существующим у детей и необходимым для достижения поставленной цели уровнем знаний и умений. Данное противоречие определяет возникающую у дошкольников потребность включаться в поиск необходимой информации, ее анализ, осваивать различные навыки.

На этапе практической деятельности по реализации проекта большое внимание уделяется самостоятельной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей, организации взаимодействия участников проекта. Важно пробудить в детях интерес и любовь к живой природе, учить понимать «братьев наших меньших», брать на себя ответственность за них, действовать безопасно для себя и окружающих.

Педагогическая составляющая проекта должна обеспечить каждому участнику возможность проявить себя, добиться ощутимых результатов в работе и саморазвитии. Именно поэтому в рамках проекта организуются самые разные формы работы: совместный поиск детьми и взрослыми необходимой информации (чтение и обсуждение произведений художественной и научно-популярной литературы, мультфильмов, информации, полученной из Интернета), проведение викторин, наблюдение за животными, составление рассказов и загадок, написание стихотворений, освоение различных техник передачи образов животных и др.

Презентация проекта может проходить в различной форме. Например, старшие дети могут презентовать (т.е. подарить) получившуюся у них книжку-малышку младшим.

С большим интересом старшие дошкольники принимают участие в подготовке для малышей интерактивного представления, в ходе которого рассказывают вместе с педагогами и родителями о том, как они работали над проектом и что у них получилось.

В данном случае в рамках подготовки мероприятия естественным образом осуществляется анализ проделанной работы, восстанавливается ее ход, выявляются пути достижения результата, отмечается вклад каждого в общее дело.

Таким образом, достигаются основные задачи рефлексивно-оценочного этапа проекта.

Определяющее значение для успеха реализации учебного проекта имеет профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей проектной деятельности, неформальное отношение к ней, значимость возможности вместе с детьми вновь пережить минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

Литература

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108–115.

2. Войтенко Т.П. Обучение через саморазвитие и самовоспитание // Директор школы. 2000. № 3. С. 76–86.

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39–47.

4. Копытов А. Школьный проект «Создание нового предприятия» // Директор школы. 1999. № 3. С. 63–70.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утв. Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

6. Оберемок С.М. Методов проектов в дошкольном образовании: Учеб.-метод. пос. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2003.

8. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.

9. Тимофеева Л.Л. Интерактивная сказка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»: Развивающая кн. для детей ст. дошк. и мл. шк. возраста. Мо- зырь: Белый Ветер, 2012.

10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

11. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир: Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

12. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы! О методах проектов в детском саду и школе Монтессори // Детский сад со всех сторон. 2007. № 30. С. 2.

13. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. С. 99–101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в олимпийском образовании дошкольников

Олимпийские игры вошли в историю человечества как  международное спортивное мероприятие. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стат...

Проектный метод в экологическом образовании дошкольников Семинар

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культур...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Статья "Проектный метод в дошкольном образовании"

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работ...

Метод проектной деятельности в дошкольном образовании

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую проектную деятельность. Данный вид деятельности помогает показать детям дошкольного возраста разнообразные способы по исследованию окружающего ...

Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность....

Проектный метод в дошкольном образовании

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решен...