Влияние экранов на развитие речи
консультация (старшая группа)

Гичко Ольга Михайловна.

Развитие человеческой речи возможно лишь при взаимодействии и общении. 

Речь - мощнейшее орудие национальной культуры, хранитель духовных богатств народа, и, одновременно, дар, полученный человечеством от предков.Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, чтобы уделять достаточное количество детям.

 Как показали специальные исследования, в наше время 25% детей пятилетнего возраста страдают грубыми нарушениями речевого развития. . Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать: телевиденье, интернет (телефоны, планшеты, ноутбуки), «пропадание» в социальных сетях, которые поглощают огромное время и у родителей, и малышей.

 Как  предотвратить проблему?

Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью "засыпательного" ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, - это на пользу. Малыши любят, когда все идет "по плану".

Всегда сами предварительно просматривайте программы, которые собираетесь показать ребенку.

Предложите  малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия - рисованием,  лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять.

Чем заменить экран(телевизора) ребенку?

Это вы узнаете ,когда ознакомитесь со статьей.

 

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние экрана на речевое развитие дошкольников.

#1056;азвитие человеческой речи возможно лишь при взаимодействии и общении. Речь - мощнейшее орудие национальной культуры, хранитель духовных богатств народа, и, одновременно, дар, полученный человечеством от предков.

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, чтобы уделять достаточное количество детям.

#1050;ак показали специальные исследования, в наше время 25% детей пятилетнего возраста страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей такого же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать: телевиденье, интернет (телефоны, планшеты, ноутбуки), «пропадание» в социальных сетях, которые поглощают огромное время и у родителей, и малышей.

Просмотр различных передач, компьютерных игр, фильмов, мультфильмов и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор (планшет, телефон, компьютер) по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден.

#1053;а первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша. За последние 20 лет технологии сильно изменили наш быт. Интернет занял особое место в жизни большинства семей.

#1056;одители включают компьютеры, телевизоры сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят в экран телевизора, телефона, планшета, компьютера ), фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер.

Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что экраны отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, планшет, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.

#1053;егативное влияние телевизора, компьютера на ребенка 3 лет не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не развивают фантазию малыша. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться. Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы и сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не только детская агрессия, но и страхи.

Работа экрана, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше. Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ, интернет действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ.

Вот еще некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:

- задержка речевого развития

- снижение самоконтроля;

- возбудимость; агрессия, страхи.

- неспособность занять себя, уменьшение активности (физической, речевой)

-неразвитость воображения (из- за пассивного потребления информации);

- поверхностное восприятие;

- не реагирует на нормальное звучание речи

- искаженный язык,( при просмотрах передач, мультфильмов)

- сюсюканье портят постановку речи у детей.

- жуткие интонации, быстрый темп речи (малыши иногда перенимают)

- заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, просторечий), что ведет к снижению уровня языковой культуры носителей русского языка, к обеднению словарного запаса (В мультфильмах используются такие слова как: «чуваки», «идиотка», «очуметь», «офигительно», «обалденно», «тупоголовый», «заткнись» и прочие)

- неправильно произнесенные звуки ( потом приходится исправлять с помощью логопеда.)


#1063;асто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.

Как предотвратить проблему?

  • Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью "засыпательного" ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, - это на пользу. Малыши любят, когда все идет "по плану".
  • Всегда сами предварительно просматривайте программы, которые собираетесь показать ребенку.

В выборе мультфильма или видео для дошкольника надо быть осторожнее, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам, в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. Потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И самое главное длятся они не более 10-15 минут.

  • Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали:).
  • Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия - рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
  • Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке).

Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.

  • После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
  • Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор, компьютер не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи ,детские каналы с обучающими и развивающими играми.

#1063;ем заменить экран(телевизора) ребенку?

  • Компьютер – не лучшая замена телевизору. Вы не раз слышали, что детские каналы с обучающими программами и развивающими играми

так нравятся детям! Они помогают освоить обучающий материал, расширить словарный запас, учат считать.

Да и чем какая-то программа лучше мамы?

Предлагайте ребёнку регулярно интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие речи (устная, письменная), например: читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; считайте мячики (машинки, кубики). Такие занятия и полезны и приятны. Стоит попробовать, чтоб убедиться!

  • Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
  • Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

Играйте с ребенком в подвижные игры

Прогулки

Больше материала для исследования, чем на улице, не найти. Какая телепередача сравнится с игрой в снежки или плетением венка из одуванчиков?!

Экскурсии

Отправляйтесь в зоопарк или в парк. Впечатлений от их посещения ребенку хватит на целую неделю. Предложите нарисовать зверей, которых вы видели, или вспомнить названия цветов. Прекрасная тренировка для памяти!

Спорт

Бассейн, площадка, каток – вот где можно утолить жажду движения. Наверняка у вас есть и другие варианты.

#1043;лавное не сидите дома, «зависая» в компьютере. Пусть ребенок поймет: мир не ограничивается интернетом.

.

Да и самим родителям стоит задуматься, что для них важнее – провести время за экраном или вырастить всесторонне развитого ребенка! Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов, памятка и презентация. ...

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов....

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

Влияние потешек на развитие речи детей

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматическиц строй. Все эти составные части закономерно связаны друг с другом, поэтому речевое развитие ребенка является ...

«Использование учебно-игрового терминала «Волшебный экран» в развитии речи детей дошкольного возраста»

Электронные ресурсы делают процесс обучения и коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме....

Консультация для родителей «Влияние экранов на развитие детей: ЗА и ПРОТИВ»

 Многие современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают экраны, которые не требуют их ответа, не реагируют на и...