Консультация для родителей «Влияние экранов на развитие детей: ЗА и ПРОТИВ»
консультация (старшая группа)

Бареева Ирина Игоревна

   Многие современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают экраны, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном. Важно не допустить, чтобы экраны в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ekranov_zai_protiv.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние экранов на развитие детей: ЗА и ПРОТИВ»

    Потребность в общении с окружающими людьми рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости.

    Все мы знаем, что овладение речью дошкольника происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.

    Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.

   Для эффективного общения со сверстниками ребенок должен уметь организовывать взаимодействие с другими детьми, слышать и слушать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других.   Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

   Многие современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают экраны, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном.

    Экран — устройство или предмет, предназначенный для защиты человека или технических устройств от некомфортного, вредного или опасного воздействия (напр., излучения) путём отражения этого воздействия своей поверхностью.

    Телевизоры и планшеты появляются в жизни детей, чуть ли не с младенчества. Некоторые родители усаживают ребёнка перед экраном сразу после того, как малыш научился сидеть. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет.

ЭКРАНЫ в развитии детей: ЗА и против

   Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. Такое безобидное времяпрепровождение устраивает всех. Так малыш не шалит, не отвлекает, находится в безопасности, узнает новое, обогащает эмоциональную сферу свежими впечатлениями. Покупая игры и фильмы, родителя проявляют заботу, пытаясь развить и увлечь чем-то своих детей.

Плюсы использования гаджетов

1.      Способ временно занять ребёнка. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

2.      Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. В наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют расширению кругозора, развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мульфильмы, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.

ЭКРАНЫ в развитии детей: за и ПРОТИВ

    Взрослые стараясь выразить свою любовь к ребёнку, задаривают его тем, что им самим когда-то было недоступно, или желая, чтобы у него было всё «не хуже, чем у других». Другие стараются компенсировать дорогими техническими новинками недостаток внимания с их стороны, ошибочно полагая, что при помощи, компьютера ребёнок сможет развиваться самостоятельно, но получая информацию ребенку обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное, услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, серьёзно нарушается внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает.

   Иногда на деле содружество ребёнок и гаджет влечёт нежелательные последствия, ведь во всём необходимо соблюдать меру.

   Помимо физического неблагополучия (мышечная слабость, проблемы со зрением и осанкой), отмечается и аномальное формирование психических функций, потерю зрения и вызывает задержку речевого развития у детей.

    Психологи и педагоги замечают, что дети, проводящие время с гаджетами, не способны сконцентрироваться на деятельности, не проявляют интереса, не анализируют собственное поведение и чувства. Эти проявления входят в клиническое состояние «Дефицит концентрации». Такая проблема выявляется в ходе обучения, характеризуясь:

•        рассеянностью;

•        неспособностью погрузиться в деятельность;

•        быстрой отвлекаемостью;

•        ситуативностью поведения;

•        стремлением к постоянной смене впечатлений;

•        гиперактивностью;

•        поверхностным восприятием информации.

    Такие дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна.

    Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов «паразитов» в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Развитие речи детей на прямую зависит на развитие социальных навыков у дошкольников.

         

Базовые социальные навыки ребенка в дошкольном возрасте:

- навык соблюдать правила этикета;

- навык соблюдать правила безопасности;

- навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

- навык соблюдения общих правил, договоренности;

- навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.

    Социальные навыки можно развивать посредством общения и взаимодействия с другими детьми и значимыми взрослыми- родителями в семье и педагогами дошкольного учреждения.

   Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем.

     Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.     

     Формирование социальных навыков дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих   условий:

- положительный психологический климат (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова)-создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучение умению слушать и слышать другого;

- развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- формирование чувства симпатии между участниками общения;

- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

- обучение умению детей владеть собой;

- развитие умения анализировать ситуацию;

- создание условий для развития различных видов деятельности;

- совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.;

- целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков;

-  создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

    Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке- социальные навыки можно развить только посредством живого общения и взаимодействия с другими детьми. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается!

 Итак, подведем итог.

    Современное общество невозможно представить без телевизоров, компьютеров, планшетов и других устройств. Часто родители, желая, чтобы их ребёнок «не отставал от жизни», очень рано спешат познакомить его с гаджетами. К сожалению, это не всегда положительно влияет на развитие ребёнка, особенно если он контактирует с этими устройствами в неограниченном количестве.

   Во-первых, очевидно, что это снижает остроту зрения.

   Во-вторых, затормаживает речевое развитие. При просмотре телевизора, планшета, телефона, в компьютерных играх в большей мере задействован зрительный анализатор, а вот слуховой анализатор задействован значительно меньше. Как известно, речь развивается в большей мере на слух, а в данной ситуации слуховые функции будут отставать в своём развитии. Ребёнок в этом случае не учится слушать, привлекать слуховое внимание. Важно- научить СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ и ПОНИМАТЬ!

    Поэтому такие дети зачастую не любят слушать чтение книг, им сложно это делать ввиду того, что слуховое восприятие плохо развито. Как следствие, появляются различные речевые проблемы.

     В-третьих, гаджеты вызывают привыкание. Ребёнок будет постоянно требовать их, чтобы поиграть, а это, в свою очередь, ведёт к тому, что интересы ребёнка становятся ограниченными, затормаживается его познавательная активность. Из-за этого, опять же, страдает речь – бедный словарный запас, неумение выражать свои мысли посредством речевых высказываний.

Есть свои ЗА и ПРОТИВ экранов в жизни ребенка.

   

    Важно, чтобы дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

    Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция.

    Таким образом, взрослым важно не допустить, чтобы экраны в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

         Мы, взрослые, своеобразные экраны и проводники наших детей-

отображающий щит, заслон с комплексом программных средств, защищающий, осуществляющий контроль и фильтрацию, предназначенный для уменьшения влияния паразитного излучения.

 «Забери у дитя телефон»


Забери у дитя телефон.
Посмотри с ним на рыбок, на птичек,
Поиграй с ним в футбол: ты и он,
И костёр разведи с ним без спичек.
Почему нужно сунуть планшет
В ручки детские вместо скакалок?
Телевизор, "iPhone",  интернет
Не заменят ни "салок" ни "прятки",
Наши дети не знают совсем
Ни иголки, ни швабры, ни тряпки...
"Виртуальное" – нет других тем!
Где теперь шалаши и палатки?
Борщ сварить и испечь пироги,
Как носочки стирать и штанишки?
Ты войти ему в ЖИЗНЬ помоги.
Завтра взрослыми станут детишки.
Посади с ним цветок, деревцо.
Пусть на них смотрят детские глазки.
Отверни от экрана лицо,
Расскажи ему мудрую сказку.
Научи его книги читать,
Размышлять над поступком героя,
Научи и творить, и мечтать,
Обсуждать все проблемы с тобою.
Покажи, что живой мир вокруг:
Ни "мультяшный", ни "зло-виртуальный",
Научи его: что значит ДРУГ!
В ЖИВЫХ играх и в жизни РЕАЛЬНОЙ.
Пусть его свежий воздух пьянит,
Ведь занятий вокруг – миллионы!
Радость детства продли хоть на миг:
Дай СЕБЯ ему вместо АЙФОНА!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей. "Влияние родительских установок на развитие детей".

Душевная жизнь человека чрезвычайна сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое-сознание и подсознание....

консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Добро пожаловать на мой мини-сайт.  Надеюсь, что размещенные на нем материалы будут полезны  воспитателям и учителям....

Консультация для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей».

Влияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсоз...

Консультация для родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей».

В данной консультации описаны позитивные и негативные установки и их влияние на развитие детей....

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на развитие детей"

Консультация предназначена для родителей воспитанников детского сада....

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей...