Компьютерные технологии и общее психическое развитие дошкольников
материал
Компьютерные технологии и общее психическое развитие дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternye_tehnologii_i_obshchee_psihicheskoe_razvitie_doshkolnikov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ОБЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Компьютер и развитие личности
Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.). Проявляются во всей полноте такие процессы как: мышление, представление, память и т.д., возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития. Горизонты развития — это не только зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), а своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации — возможность постоянного биографически обозримого расширения горизонтов личности.
Компьютер как интеллектуальное орудие в этом отношении принципиально отличается от книги. Книга — средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас в начале XXI века надо понять, что компьютер — среда для накопления знаний, а также для оперирования и обмена знаниями с другими людьми. Знания же безграничны, сам человек определяет эти границы, но оперирование, т.е. раздвижение границ, беспредельно.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения — они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам обо всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.
2. Управление ситуацией
Для человека, в отличие от животных, характерно формирование умений, связанных не только с непосредственным приспособлением к наличной ситуации, но и с управлением работой машин и механизмов. Как отмечают в своих исследованиях ученые С. Пейперт, Н. А. Берниггейн, А. В. Запорожец, этот момент управления явно выступает уже в процессе применения простейших орудий ручного груда. Еще большее значение он приобретает, когда человек начинает заменять работу своих мышц другими источниками энергии.
Навыки или умения, связанные с управлением, существенно отличаются от других навыков и умений прежде всего своей познавательной частью. Они в большей степени, чем какие-либо другие, требуют ориентировки на существенные отношения условий задания. В связи с этим они могут приобретать чрезвычайно обобщенный характер и легко переноситься в новые, необычные обстоятельства. Простейшие виды такого рода умений складываются уже в дошкольном детстве.
Особое значение в этом процессе приобретают компьютерные игры, в которых у детей формируются обобщенные умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее опосредованно — с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Большую роль в формировании таких умений играют специально созданные для этого компьютерные игры.
3 Планирование деятельности
В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры (что требует от ребенка усиленного внимания и специфических навыков), и одновременно наблюдать за изображенными на экране изменяющимися предметами и явлениями. Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее и психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении познания и изменения окружающего их мира.
Одна из основных способностей ребенка, лежащая в основе как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению (осознанному или интуитивному) все более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Эту способность можно рассматривать как одну из форм проявления общей фундаментальной способности саморегуляции.
Развитие данной способности в значительной мере определяет широту и глубину взаимодействия ребенка с окружающим его миром, т.е. определяет как общую психическую активность. Эта способность — универсальная, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует выделения определенной последовательности целей, их иерархизации, отражения в плане представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны.
4. Целеобразование
Все предлагаемые нами компьютерные игры способствуют формированию у детей данной умственной способности, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.
Особое значение при этом имеют представления, отражающие основную цель, на достижение которой направлена деятельность ребенка. Если ребенок нечетко представляет себе, что требуется получить в ходе решения той или иной задачи, то процесс мышления вообще может не развернуться или развертывается совсем в другом направлении, чем это необходимо в данных условиях. Именно четкое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на основе их сопоставления с заданным результатом.
Вместе с тем процесс мышления практически невозможен без учета тех условий, в которых дана цель. Действия детей, не учитывающих этих условий, как правило, носят хаотический характер и не приводят к получению заданного результата.
В раннем и младшем дошкольном возрасте следует отметить своеобразную динамику восприятия цели и условий. Часто восприятие детьми цели настолько доминирует, что это отрицательно сказывается на восприятии условий, — они пытаются достигнуть цели «напролом», не учитывая условий. Когда взрослый обращает внимание ребенка на условия, тот, знакомясь с ними, теряет цель, иначе говоря, для ребенка цель и условия, в которых она дана, выступают как два не связанных между собой явления.
В сложных задачах даже у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать конфликтные отношения при восприятии цели и условий, в которых дана эта цель. Лишь постепенно у детей формируется общая умственная способность направленного анализа условий с точки зрения основной цели действия. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений. Дети учатся расчленять основную цель деятельности на вспомогательные цели, устанавливать связи между ними и конкретными условиями задачи.
Ряд игр направлен на формирование у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и самостоятельно их достигать. В этом процессе у детей формируется очень важная деятельность творческого экспериментирования. В ходе такого экспериментирования дети выступают как создатели новых объектов. Они ставят перед собой (явно или неявно) новые все более усложняющиеся цели и пытаются их реализовать. В этом процессе формируется новая более сложная структура деятельности, характеризующаяся соподчинением основных и вспомогательных целей.
5. Развитие мышления
Различные формы детского творческого экспериментирования способствуют развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.
Одна из важных линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического (понятийного) мышления. Такие переходы характеризуют весь период дошкольного детства.
Условия воспитания и обучения детей могут способствовать этому процессу, а могут и тормозить его, вызывая длительные отрицательные последствия.
Специфика наглядно-действенного мышления заключается в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. Если ребенку по каким-либо причинам не дают действовать руками, то и задача оказывается нерешенной. В процессе этой формы мышления имеют место последовательные взаимопереходы от практических преобразований предмета к анализу результатов и построению на основе полученной информации последующих практических действий, осуществление которых дает новую информацию о познаваемом объекте и т. д.
Таким образом, основная функция наглядно-действенного мышления заключается в практических преобразованиях предмета или явления и получении исходных сведений о его скрытых свойствах и связях.
Характерный способ осуществления наглядно-действенного мышления — способ, который обычно обозначается как путь проб и ошибок. Этот путь на протяжении дошкольного детства претерпевает ряд существенных изменений: хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробных действий. Значительно усложняется анализ результатов каждой пробы и оценка с точки зрения условий задачи.
Такой анализ качественных особенностей пробных и ошибочных действий, их величины и перестройка последующих действий в соответствии с результатами этого анализа требуют развертывания определенных мыслительных операций, которые выступают как одна из важных сторон мыслительной деятельности детей.
Связь наглядно-действенного мышления с практическими преобразованиями ситуации обусловливает его сильные и слабые стороны. Возможности преобразования детьми реальных объектов ограничены, и часть свойств может быть обнаружена лишь в процессе оперирования представлениями об этих объектах. Такое оперирование выступает как наглядно-образное мышление с относительной свободой формирования и изменения данных представлений.
Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью — они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществление их в плане представлений.
Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе действий с изображенные ми на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Успешность познавательного развития ребенка в значительной мере зависит от содержания его мыслительной деятельности — от того, какие предметы и явления окружающего мира он познает. Традиционно считалось, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности детей являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей: цвет, форма, величина, масса и т. д.
Поэтому особое внимание в дошкольном детстве уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию сенсорных способностей дошкольников — умение различать цвета, формы предметов, их величину, использоваию знания об этих качествах в процессе изобразительной деятельности, аппликации, конструирования.
Вместе с тем, современные исследования по детской психологии показывают, что особо благотворное влияние на познавательное развитие дошкольника оказывает познание ими простых связей и зависимостей окружающего мира (физических, биологических, социальных). Эта тенденция развития мышления также получила отражение в компьютерных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии в интегрированных занятиях с дошкольниками
Современное дошкольное учреждение - это полноценный образовательный класс с новейшими компьютерными технологиями. Воспитатели старшей группы уже давно применяют в своей деятельности компьютер....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....
Использование информационных компьютерных технологий в работе с младшими дошкольниками.
Методическая разработка....
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Использование информационных компьютерных технологий в работе с младшими дошкольниками
Информационные ттехнологии в работе с младшими дошкольниками...
Специализированные компьютерные технологии коррекции общего недоразвития речи
Специализированные компьютерные технологии коррекции общего недоразвития речи...
Л.Р. Лизунова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
Учебно-методическое пособие.Пособие направлено на совершенствование знаний студентов и педагогов системы специального образования об особенностях языкового и речевого развития детей с легкой степенью ...