Консультация "Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании"
консультация (младшая группа)

Соколова Яна Александровна

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании»

Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба,  Заюшкина избушка)

     Сказка ложь, да в ней намек….

Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании

 Ранний возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными...

В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»).

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович»ш, «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. 

Вывод

         Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру, сочувствию, благородству, состраданию, отваге и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников.

     Можно вести  работу по патриотическому воспитанию через знакомство с фольклором. Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания детей раннего возраста, поскольку прививает любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

      Рассматриваются все виды фольклора: песенки, потешки, пестушки, дразнилки, прибаутки и, конечно же, сказки. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке.
Так сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Сказка «Колобок» предостерегает детей: не убегай от родителей, пока не повзрослел, не разговаривай с незнакомцами, не будь слишком самоуверенным, но и не пугайся в сложной ситуации, а придумай способ, как справится с трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте".

сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте"....

Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственно- патриотическом воспитании.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она п...

Проект "Роль сказки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной народной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников,...