Проект "Роль сказки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"
презентация к уроку (средняя группа)

Печерица Надежда Анатольевна

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной народной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ ДОД детский сад «Сказка» Педагогический проект по самообразованию Тема: «Роль сказки в нравственном и духовном воспитании детей дошкольного возраста» Автор : Печерица Надежда Анатольевна Воспитатель высшей категории с. Омутинское 2024 г.

Слайд 2

Информационная карта проекта Образовательный проект: «Роль сказки в нравственном и духовном воспитании детей дошкольного возраста». Сроки реализации: Долгосрочный. Участники: Дети 4-5 лет, воспитатели, родители. Тип проекта: Практико – ориентированный. Вид проекта: познавательный, развивающий, творческий. Методы: Исследовательские, наглядные, непосредственно организованная деятельность, изучение научно – педагогической литературы, анкетирование. Интеграция образовательных областей: Художественное творчество. Познание, коммуникабельность, социализация, музыка, физическая культура, чтение сказок. Здоровье, безопасность ,труд.

Слайд 3

Пояснительная записка В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной народной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказки не только расширяют представление ребенка, обогащают его познания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Слайд 4

Актуальность темы Сказка доступна пониманию дошкольников. Ее композиция, яркого противопоставления добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей детей. Сказка является неизменным инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном языке красоту окружающего мира. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно дошкольного возраста? В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Слайд 5

История возникновения сказки Древний человек испытывал страх перед силами природы. Так возникают первые предания, передающие представления людей о мире, о происхождении всего сущего на земле. Слово – «сказка» известно с 17 века. Сказку называли « басень »от глагола «баять» - говорить. Возникли русские народные сказки боллее 1000 лет назад и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сказка – ложь оказывается самой правдой. Она рассказывает нам о важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми. Противостоять злу, призирать хитрецов, ненавидеть врагов. Русская народная сказка – азбука нравственности! Сказка – это вымышленная история со счастливым концом.

Слайд 6

Чему учит сказка? Доброта и сердечность русского народа никогда не могла примириться со злом, с несправедливостью, с тем, что маленькая девочка выбивалась из сил, а мачехины дочки только веселились. И всегда русская сказка в награду за терпение и доброту, трудолюбие и скромность наделяет таких героев счастьем! И чудо, добро, помощь совершаются в сказке, отражая мечту о справедливости.

Слайд 7

Цель и задачи Цель: Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств в личности( милосердие, сострадание, уважение, послушание). Задачи: Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и в особенности завтрашнего человека.

Слайд 8

Формы и принципы реализации проекта ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Чтение сказок Рассматривание иллюстраций Игры – драматизации Игры в различные виды театра Дидактические игры Непосредственно образовательная деятельность Развлечения ( конкурсы, викторины, олимпиады, беседы) Решение проблемных ситуаций ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОЕКТА Систематичность Последовательность Дифференциация Активность Творчество Наглядность Гуманизация Интеграция Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детской библиотекой

Слайд 9

Классификация сказок Народные Литературные Бытовые Волшебные Былинные Фантастические О животных Юмористические Сатирические В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском – 119, причем значительная часть – оригинальная.2/3 сюжетов волшебных сказок являются международными. Всего учтено 225 сюжетов .В основе вымысла бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный труд. В русском фольклоре бытовые сказки составляют более половины сказочного репертуара.

Слайд 10

Картотека сказок для детей с учетом идейно – художественной ценности «Крылатый, мохнатый да масляный» - р.н.с. «Лиса и рак» - р.н.с. « Ховрошечка » - р.н.с. « Морозко » - р.н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк» - р.н.с. « Финист – Ясный Сокол» - р. н. с. «Царевна - лягушка» - р.н.с. «Гуси – Лебеди » -р.н.с. «Сивка – Бурка » - р. н. с. «сестрица Аленушка и братец Иванушка» - р.н.с. В обр. М. Булатова «Заяц – хваста » -р.н.с. «Иван – царевич и серый волк» - р.н.с. «Под грибом» - В. Сутеев «Айболит» - К. Чуковский «Конек – горбунок » - П. Ершов «Красная шапочка» - Ш. Перо « Домовенок Кузька» - Т. Александрова «лягушка - путешественница» - В.Гаршин «Цветик - семицветик » - В. Катаев «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А. Пушкин «гадкий утенок» - Г.Х. Андерсен «Серебряное копытце» - П.Бажов « Муравьишка » - В.Бианки «Двенадцать месяцев» - С.Маршак «Аленький цветочек» - С.Аксаков

Слайд 11

Этапы реализации проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Составление перспективного плана, разработка конспектов. Подбор материалов необходимых для работы с детьми и родителями. Красочные книги с русскими народными сказками, диски для прослушивания и просмотра . Создание картотеки сказок и физкульт - минуток. Костюмы, маски, атрибуты, д /игры, настольные игры. Пальчиковый театр « Би-ба-бо », магнитный и теневой театры. Подготовка материалов для творчества детей. Работа с родителями: ознакомление с планом проекта, его задачами.

Слайд 12

Основной этап - Непосредственно организованная деятельность. - Составление перспективного плана по работе с детьми. - Составление перспективного планирования по взаимодействию с родителями при реализации проекта. Заключительный этап - Показ презентации о проделанной работе с детьми. - Оформление выставки рисунков и поделок. - Театрализация сказки «Теремок».

Слайд 13

Ожидаемый результат Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям, самому себе. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и всех взрослых. Знание определенных сказочных сюжетов, составляет духовный опыт человечества. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброты, отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства, стремление быть отзывчивым к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Слайд 14

Консультации для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?» « Сказкотерапия » Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей через сказку» Выявление уровня компетентности родителей в нравственном воспитании детей

Слайд 15

Заключение Реализация проекта будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственно – духовному воспитанию. Сказки помогут воспитать в детях духовность, милосердие, гуманность. Из этого следует : моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Слайд 16

Литература и ресурсы Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками». Москва.2003г. Бархатова «Воспитание культуры поведения».Д./№11 1989 г. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М. 2003 г. Зинкевич – Евстигнеева «Практикум по сказкатерапии ». Иванова Э. И. «Расскажи мне сказку».М. Просвещение 2001 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».Издание Владос . 2010 г. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М. ТЦ Сфера. 2003 г. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». М.2014 г. Фосюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков. 1996 г. Изучение статей в журнале «дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ». Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...