Роль сказки в нравственно- патриотическом воспитании.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру, сочувствию, благородству, состраданию, отваге и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_nravstvenno.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными...
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович»ш, «Царевна-лягушка».
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Сказки обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру, сочувствию, благородству, состраданию, отваге и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....
сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте".
сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте"....
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...
Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...
Проект "Роль сказки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной народной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников,...
Консультация "Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании"
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и ...