Статья Фольклор как средство формирования культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Фомичева Наталья Алексеевна

Статья Фольклор как средство формирования культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как средство формирования культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Н.А. Фомичева

        

Использование фольклора в развитии ребенка – дошкольного возраста  связано с тем , что приобщение к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем  и младшем дошкольном возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития. Именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Как известно, фольклор - синкретический вид искусства. Основу любого фольклорного произведения, как указывает  В.Е Гусев, составляет слово. Наиболее ранние сведения о  термине «фольклор» мы находим в высказываниях В. Лесевича, который определяет фольклор как «Общую совокупность народного знания – все то, что  знает народ по преданию». Изучение фольклора автор относил к области этнографии.  [11,192с.]

Фольклор – это народное творчество, произведения, создаваемые народом.   Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Разные группы малых форм фольклора имеют свое назначение, что определяет специфику их использования в работе с дошкольниками. Поэзия пестования (колыбельные, пестушки, потешки) в работе с детьми используется в соответствии со своим прямым назначением (помочь ребенку заснуть, освоить отдельные движения, позабавить ребенка, дать первоначальные знания об окружающем).

Как отмечает О.С. Капица, в младшем дошкольном возрасте детей можно знакомить с назначением поэзии пестования, некоторыми особенностями содержания и формы. В этом возрасте необходимо поощрять самостоятельное исполнение детьми потешек, колыбельных в играх с куклами.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно начинать знакомить детей с небылицами и докучными сказками. Знакомя детей с небылицами, необходимо поддерживать у детей чувство радости, возникающее от нахождения ими несоответствий в тексте. Поскольку в этом возрасте достаточно сложно сразу обнаружить несоответствия, к одному и тому же тексту можно обращаться неоднократно, желательно использовать иллюстрации, на которых дети находят соответствующие эпизоды текста. Интерес у детей вызывают и докучные сказки.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установления добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песни, потешки, прибаутки считалки, пословицы и т.д

Исследователи Л. Гостева, И. Власова и др.пишут, о том  что  благодаря  фольклору мы делаем жизнь дошкольников содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, радостью, творчеством. Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует позитивное отношение к окружающему миру.

Именно   поэтому через фольклор в  дошкольном  возрасте  важно  воспитывать  у  ребёнка  привычку  к  чистоте,  аккуратности,  порядку.  В  эти  годы  дети  могут  освоить  все  основные  культурно – гигиенические  навыки.

Культурно-гигиенические навыки- это действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка. В дошкольной педагогике их делят на 4 группы:

- Навыки чистоты и личной гигиены;

- Навыки культурной еды;

- Бережное обращение с вещами личного обихода;

-Соблюдение чистоты и порядка окружении человека.

Научиться  понимать  их  важность,  легко,  быстро  и  правильно  выполнять. Особое внимание  надо  уделять  детям  трёх  лет,  которым  «самостоятельное» умывание  и  одевание  обычно  доставляют  большое  удовольствие.   Прежде  всего,  следует  обеспечить  постоянное,  без  всяких  исключений,  выполнение  ребёнком  установление  гигиенических  правил.  Ему  объясняют  их  значение.  Но не менее  важно,  помочь  ребёнку,  особенно  на  первых  порах,  правильно  усвоить  нужный  навык.                                                                                        

    Дети  трёх  лет  осознают  необходимость  выполнения  культурно – гигиенических  навыков  к  предстоящей  деятельности.  Для  детей  этого  возраста  очень  важным  является  мотив  своей  внешней  привлекательности:  «Надо  причёсываться,  чтобы  быть  красивым». Младшие  дошкольники  ещё  затрудняются.  Легче  они  выделяют  предметы,  необходимые  для  проведения  процесса;  например,  для  умывания – мыло,  полотенце  и  вода. Малыша  по-прежнему  привлекает  сам  бытовой  процесс. Но  особенно  значимым  становится  выполнение  действий  в  правильной  последовательности,  если  использовать  малые  фольклорные  жанры,  а  также  положительную  оценку  взрослого.  

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка .

Предлагается вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка в  дошкольных образовательных учреждениях и дома.

      Использование фольклора в режимных моментах:

1) «Умывание»:

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам -
Умываться по утрам!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

2) «Расчесывание»:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.

Под окном лиса поёт,
Петушка гулять зовёт:
"Петя, Петя, петушок,
У тебя есть гребешок,
Приходи на мостик,
Расчеши мне хвостик»

        Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Произведения народного искусства, играли огромную роль в формировании культурно-гигиенических навыков детей. Песенное творчество, устные литературные произведения народной культуры, ритуалы и обычаи содержат важные общечеловеческие, и морально-этические ценности.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения и фольклор. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, через фольклор: потешки, пословицы, поговорки. Я считаю, что большое влияние на формирование культурно–гигиенических навыков оказывают устное народное творчество.

Список использованной литературы:

  1. Большакова, М Фольклор в познавательном развитии ребенка [текст] / М. Большакова  // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 9. - С. 46-49.
  2. Урунтаева,  Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и     самообслуживанию [текст] – М.: Просвещение, 1997.
  3. Яковлева, Н.Н. (учитель-логопед; ГДОУ №15, г.  Санкт-Петербург).

Использование фольклора в развитии ребенка- дошкольника [текст]  / Н.Н. Яковлева  // Дошкольная педагогика.- 2011.- № 1.- С 30-33.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор как средство формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Работу выполнила студентка группы 062 Фомичева Наталья Алексеевна, научный руководитель канд. пед . наук доцент Светлана Михайловна Зырянова.

Слайд 2

цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: . является процесс физического воспитания детей в ДОУ. Предмет исследования: фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 3

задачи : На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Подобрать инструментарий для выявления у детей сформированости культурно-гигиенических навыков . Разработать комплекс мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Слайд 4

В дошкольной педагогике их делят на 4 группы: - навыки чистоты и личной гигиены; - навыки культурной еды; - бережное обращение с вещами личного обихода; -соблюдение чистоты и порядка окружении человека.

Слайд 5

под культурно-гигиеническими навыками понимаются навыки связанные с соблюдением чистоты и порядка. Фольклор – это народное творчество, произведения, создаваемые народом.

Слайд 6

МБДОУ комбинированного вида №55 «Улыбка»г. Сургута.

Слайд 7

Задачи: 1. Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников; 2. Изучить состояние данной проблемы в практике работы ДОУ.

Слайд 8

Наименование группы навыков Показатели 1)Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела Дети самостоятельно засучивают рукава, моют руки и лицо, правильно пользуются мылом, не мочат одежду, сухо вытирают руки и лицо, вешают полотенце на место. Умеют своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдают опрятность. 2)Навыки культур- ной еды Дети не должны крошить хлеб, должны пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой. 3)Навыки аккуратного и бережного обращения с Вещами личного пользования Дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, одевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках. Замечают не поладок в одежде и самостоятельно его устраняют или обращаются за помощью ко взрослым.

Слайд 9

Любишь ли ты умываться? Моешь ли ты лицо и руки с мылом? Вытираешься полотенцем, салфеткой? Любишь ли ты расчесываться? У тебя есть платок? Для чего он тебе нужен? Нравится ли тебе этот мальчик? Почему? (показывается картинка неряхи).

Слайд 10

Диаграмма1

Слайд 11

Диаграмма2 Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

Слайд 12

Уровни Дети Проценты Высокий 5 41% Средний 4 33% Низкий 3 25%

Слайд 13

Диаграмма 3 Общий уровень сформированности Культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Слайд 14

Анкета для родителей 1. Считайте ли вы нужным воспитывать культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников? Почему? 2. На ваш взгляд кто должен заниматься воспитанием у ребенка культурно-гигиенических навыков ? 3. Выделяйте ли Вы время для воспитания у вашего ребенка культурно-гигиенических навыков ? Какие приемы вы используете? 4. Имеются ли у вас в семье традиции, связанные с культурно-гигиеническими навыками? 5. Можете ли Вы назвать своего ребенка самостоятельным? 6. Какие формы фольклора вы знайте? Используйте ли Вы фольклор, как средство воспитания культурно- гигиенических навыков?

Слайд 15

Анкета для педагогов 1. Воспитываете ли Вы у детей культурно-гигиенические навыки? 2. Какие навыки,, на Ваш взгляд, должны быть сформированы у детей младшего возраста? 3. Какие методы Вы используете в своей работе для воспитания этих навыков? 4. Какой из методов Вы считайте наиболее эффективным? 5. Какие навыки на Ваш взгляд , воспитывать в детях сложнее? 6. Какие трудности испытывайте при формировании культурно-гигиенических навыков?

Слайд 16

Комплекс мероприятий с детьми Познавательные беседы. по серии сюжетных картинок, Например: Ухаживаем за своим телом». . «Навыки культурной еды» «Как составить свой костюм» Игры – упражнения, Мы купаемся, мы плескаемся, ! Игра-забава «Карусели» Пальчиковые игры Проблемная ситуация Театрализованное представление

Слайд 17

комплекс мероприятий с педагогами Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2- 3 года жизни. РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Семинары практикумы : « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Слайд 18

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ Папка передвижка - Чистота - залог здоровья и не только. Родительское собрание «Об опрятности и аккуратности» Консультации Формирование культуры трапезы Памятка для родителей «Как правильно воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.», «Фольклор для малышей»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста..."

В статье изложен материал по формированию культурно-гигинических навыков у детей дошкольного возраста.  При использовании каждый день гиги-ческих навыков ,у детей формируется навык самообслуживан...

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.Задачи:1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насух...

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....