" Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
« Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы:
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички и прочее.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Предварительная работа: Чтение К.И.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Заучивание потешек « Водичка, водичка…», « Кашка из гречки», « Расти коса до пояса…», рассматривание сюжетных («Так делать нельзя») и предметных картинок («Что это и для чего?»).
Участники: Дети первой младшей группы, педагог.
Оборудование: кукла Таня, мыло, полотенце, расческа, воздушный шар
Методические приемы:
Организационный момент.
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
Педагог: - Ребята, смотрите, нам прислали письмо. Сейчас посмотрим от кого оно.
Педагог открывает письмо. Читает.
Педагог: - «Дорогие друзья, приглашаю Вас в гости. Буду очень рада видеть всех Вас!» Кукла Таня.
- Ребята Таня пригласила вас в гости! Вы хотите пойти? ( Ответы детей)
- Но для начала повторим правила, о том, как вести себя в гостях. Не кричать, не трогать вещи без спроса. (Ответы детей) Нужно говорить волшебные слова. А какие мы знаем волшебные слова? ( Ответы детей)
- Правильно!!! « Здравствуйте», « До свидания», « Спасибо», « Пожалуйста». А теперь можем идти.
Подвижная игра « Ножки, ножки».
Дети идут друг за другом под слова педагога «Ножки, ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
Повторяем несколько раз.
За столом сидит кукла Таня, читает книжку, ручки грязные, лицо не умытое.
Дети здороваются с ней.
Педагог: - Таня, здравствуй! Что с тобой? Посмотри, какие у тебя руки и лицо!!! Ай, я ай Таня!!!! Так нельзя…..
Рано утром, на рассвете,
Умываются котята и утята,
И жучки и паучки….
- Купаться и умываться любят все животные и насекомые, а вы, ребята, все сегодня умывались? (ответы детей)
- А зачем нам умываться? (чтобы быть чистыми, аккуратными, красивыми, хорошо пахнуть) А еще, чтобы не заболеть. У нас на коже скапливаются вредные микробы, мы их не видим, но они очень опасны. Поэтому нужно мыться, ухаживать за собой каждый день утром и вечером.
Кукла Таня плачет.
Педагог: - Не плачь, Таня, мы тебе поможем. У меня есть Чудесный мешочек, в нем есть все, чтобы привести тебя в порядок.
Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Дети опускают руку в мешочек и называют предметы (мыло, полотенце, шампунь, зубная паста, зубная щетка, мочалка).
Педагог: - Ребята, давайте научим Таню умываться и мыть ручки.
Дети моют ручки, умываются и приговаривают потешки.
Потешка « Водичка, водичка» - Лера
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Потешка «Кран откройся, нос умойся »- Серёжа
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
Потешка « Зайка начал умываться…» - Лилия
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Педагог: - Таня, какие у тебя теперь чистые ручки и лицо…Правда, ребята? Но их еще нужно вытереть полотенцем.
Дети вытирают ручки полотенцем.
Потешка « Ай, лады лады лады…» - Дима
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Таня, умывайся веселей!
Педагог: - Спасибо, ребята! Таня очень рада, что вы оказали ей помощь.
А сейчас, немножко разомнемся и проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Педагог: Ребята, кажется, что то еще мы забыли……Ах, да!!! Чтобы наша Таня выглядела красивой и опрятной научим ее расчесывать волосы.
Потешка « Расти коса до пояса…» - Виктория
Расти коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Педагог: - Молодцы, ребята! Таня, говорит вам « Спасибо!»
- А сейчас, чтобы закрепить наши знания, предлагаю отгадать загадки. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Отгадывание загадок.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
(Вода)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне-
Пусть отмоет руки мне.
( Мыло)
И махровое, и гладкое бывает,
Кто помылся, тот о нем не забывает
Взрослого, младенца
Вытирает…
( Полотенце)
На грабли сильно похожу:
На ручке - зубья и доска.
По голове я похожу -
Всё расчешу до волоска.
Чтоб понравилась прическа,
Пусть потрудится..
( Расческа)
Педагог: - Очень хорошо, ребята! Молодцы! А теперь Тане пора спать, давайте уложим ее спать.
Дети укладывают куклу в кроватку и проговаривают Потешку « Баю бай»
Спеть колыбельную.
Баю – баю – баиньки,
В огороде заиньки!
Зайки травоньку едят,
Кате спатеньки велят. (2 – 3 р).
Педагог: - Кукла Таня уснула, мы желаем ей спокойной ночи,сладких снов. Ну а нам пора, возвращаться в группу. Давайте оставим Тане подарок от нас – воздушный шарик, на который мы приклеили сердечки, где написаны правила личной гигиены. Надеемся, что Таня будет выполнять их каждый день. А вам ребята, я желаю всегда быть такими добрыми, красивыми, опрятными детьми, никогда не болеть и помнить наш девиз – ЧИСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!
Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка"» (2-3года)
Условия для успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановко...
Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В проекте представлена работа по формированию К.Г.Н. у детей...
Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...
Формирование ключевых культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста с помощью фольклорных средств. Задачи:Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы...
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.Задачи:1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насух...
Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....