Комплексная помощь семье с гиперактивным ребенком.
консультация

Сосова Татьяна Александровна

Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формулируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация. Для этого и существует комплексная помощь семье. Любите своего ребенка!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_pomoshch_seme_s_giperaktivnym_rebenkom.docx698.36 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдению специалистов в области психического здоровья, , количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формулируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация. https://www.ya-roditel.ru/upload/iblock/4de/4de6dc3e8788fd43e5ff8a626ada6b53.jpg

ОСНОВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛАБОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы 6 из перечисленных признаков):

  • Дефицит активного внимания
  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим желанием берется за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
  4. Неорганизован.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчивым.

  • Двигательная расторможенность
  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства.
  3. Спит намного меньше, чем другие дети.
  4. Очень говорлив.

  • Импульсивность
  1. Начинает отвечать не дослушав.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
  3. Плохо сосредоточивается.
  4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза0.
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
  6. При выполнении заданий ведет себя по – разному и показывает очень разные результаты.

С указанными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство. Имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

При неоднородности состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

  • МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

В качестве основных препаратов, эффективно применяется в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

Picture background

  • ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулирует через увлечение ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика,  свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки детей.

Picture background

  • РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Родители гиперактивного ребенка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходима.

Родители любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребенком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работа проводится в рамках обучающих занятий, которые организуются индивидуально для каждой семьи.

На занятиях необходимо обсуждение вопросов:

  1. Тактика поведения с ребенком,
  2. Способы разрешения конфликтов,
  3. Недопустимость жестокого обращения с ребенком.

Picture background

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребенка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребенка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских наук профессор Ю. С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребенка так необходима помощь врачей (психиатра, психотерапевта, невролога), психологов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить такого ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, оказание помощи семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности лечебного, психокоррективного и педагогического подходов.

Picture background

Рекомендации родителям:

  1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.
  2. Уменьшить умственную нагрузку.
  3. Делать занятия более короткими, но частыми. Использовать физкульт минутки.
  4. Снизить требования в начале занятия к аккуратности, для формирования успеха.
  5. Посадить ребенка рядом со взрослым.
  6. Использовать тактильный контакт.
  7. Договаривайтесь с ребенком о действиях тех или иных заранее.
  8. Давайте четкие и конкретные инструкции.
  9. Поощряйте ребенка сразу.
  10.  Предоставляйте ребенку право выбора.
  11.  И самое главное оставайтесь спокойными в любых ситуациях!

Родители -  научитесь принимать своего ребенка таким, какой он есть.

И мы в этом Вам поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

Помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду.

С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми – ...

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью в...

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"...

Помощь семьи в адаптации ребенка к ДОУ

рекомедации родителям воспитанников младшей группы ДОУ...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Курс "Раннее развитие ребенка" помогает мамам и папам улучшить способность ребенка к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, познакомиться с основами педагогической работы по...

Организация и содержание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Успешная реабилитация  и социализация детей с ограниченными возможностями будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Задача специалиста пе...