Конспект родительского собрания на тему: "Формирование позитивных детско-родительских отношений"
консультация (младшая группа)

Конспект родительского собрания на тему: "Формирование позитивных детско-родительских отношений".

Цель: формирование навыков гармоничногодоверительного взаимодействия родителей и детей.

Задачи:

1. Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки.

2. Развитие доверительных детско-родительских отношений.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.

Целевая группа: воспитатель, родители детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_1.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему:

«Формирование позитивных детско-родительских отношений»

Не ребенок должен Вас понимать,

а Вы ребенка. Только потому,

что Вы были ребенком,

а ребенок еще не был взрослым.

Цель: формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и детей.

Задачи:

1. Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки.

2. Развитие доверительных детско-родительских отношений.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.

Целевая группа: воспитатель, родители детей 3-4 лет.

Оборудование и материалы: проектор, презентация, мешочек с вопросами, магнитная доска, маркер, магнитики.

Ожидаемый результат:

  1. Повышен уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Сформирована атмосфера взаимной поддержки и позитивного настроения.
  3. Адекватная оценка родителями взаимоотношений в семье.
  4. Рекомендации воспитателя приняты к сведению.

Ход собрания:

1. Приветствие участников родительского собрания.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать всех вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим с вами о детско-родительских отношениях, и как сделать эти отношения гармоничными и доверительными.

2. Упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».

- Для того, чтобы настроиться на общение, выполним упражнение «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты!».

Каждый родитель называет свое имя, следующий родитель подбирает на первую букву имени предыдущего родителя прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: 1 родитель: «Я Марина». Следующий родитель: «Марина - мудрая, а я Наталья». Следующий родитель: «Наталья – надёжная, а я Ирина». И т.д.

3. Основные типы детско-родительских отношений.

- Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать. Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

В каждой семье складывается тот или иной тип детско – родительских отношений. Психологами определены основные типы детско-родительских отношений:

1).Авторитарный тип.

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
  • у родителей есть ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;

В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

  • при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
  • вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
  • став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

2).Попустительский тип.

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

Исследования показали, если эмоциональные проявления взрослых скупы, дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг них, стремление к общению как со сверстниками, так и со взрослыми выражено слабо. Выявлено, что отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, умственное и даже физическое развитие детей. Отрицательные чувства ведут к нежелательным результатам в развитии личности.
Если родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе с ним, не проявляют по отношению к нему нежности и ласки, то они не удовлетворяют его потребности в эмоциональном самовыражении. И тогда эмоциональные проявления в поведении ребенка ослабляются, блокируется чувственная сторона его переживаний, теряется непосредственность, жизнерадостность, искренность в выражении чувств. Такие дети будут недоверчивы к чувствам других, не смогут установить эмоциональных связей с окружающими, обрекут себя на недоверчивость, подозрительность, мнительность. Став родителями, им в свою очередь при всем желании будет трудно проявить любовь к детям.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

  • отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
  • отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

3). Гиперопекающий тип.

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

  • ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;
  • он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
  • будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
  • ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.

4). Демократический тип.

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

В дальнейшем ребёнок:

  • вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
  • осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
  • приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации положительных детско-родительских отношений :

- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» ;

- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;

- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;

- принцип взаимного уважения друг к другу.

4. Беседа с родителями.

- Уважаемые родители, какие отношения в вашей семье? Кто может назвать основной принцип воспитания ребенка в вашей семье?

5. Упражнение «Простой вопрос».

Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу. Родители по очереди достают из мешочка вопросы и отвечают на них. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Примерные вопросы:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве, и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

6. Советы родителям для положительных детско-родительских отношений.

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день.

7. Упражнение «Найди своё место»

- А теперь я бы хотела, чтобы вы расположили себя, как родителя, вот на этой лестнице взаимоотношений, где первая ступень означает сложные отношения, десятая – гармоничные, доброжелательные отношения.

На магнитной доске нарисована лестница в виде ступенек. Родители ставят магнитик на ступень, которая соответствует их взаимоотношениям в семье.

- Вот видите, чтобы стоять на вершине лестницы, то есть иметь гармоничные отношения в семье, нужно сделать всего несколько шагов.

8. Заключение.

- В завершении нашего собрания я прочитаю вам небольшую притчу.

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

- Сколько ему лет? - спросил мудрец.

- Пять.

- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

-Прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.

- Спасибо каждому из вас за активное участие в собрании, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам комфортного пребывания в стенах нашего заведения. До свидания!!! До новых встреч!!!

Воспитатель раздаёт памятки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Родительское собрание на тему: "Формирование у детей нравственно - этических норм поведения".

Показать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребенка....

Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье".

Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье" (в средней группе)....

Родительское собрание на тему "Формирование родительской компетентности по вопросам кризиса трех лет с использованием коуч-технологий"

Консультация для родителей об эффективном взаимодействии с детьми в период кризиса трех лет...

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУ Тема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУТема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.Цель...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...

Конспект родительского собрания «Доброжелательные технологии как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательную деятельность ДОО»

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах по внедрению и  способах реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения «доброжелательных технологий&raq...