«Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
- Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе…………………5-10
1.1. Направления работы……………………………………………………..5
1.2. Этапы работы……………………………………………………………..5
1.3 Методы и приемы организации психолого-педагогической работы по
развитию интеллектуальных способностей………………………………….7
II. Количественный и качественный анализ результатов работы…………..9
Список литературы…………………………………………………………….11
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolniki.docx | 278.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы:
«Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУЗАТО г. Североморск д/с №16
Лебедева Екатерина Игоревна
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
- Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе…………………5-10
1.1. Направления работы……………………………………………………..5
1.2. Этапы работы……………………………………………………………..5
1.3 Методы и приемы организации психолого-педагогической работы по
развитию интеллектуальных способностей………………………………….7
II. Количественный и качественный анализ результатов работы…………..9
Список литературы…………………………………………………………….11
Приложение
Введение
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Так как в условиях современной жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Общеизвестно, что личность формируется в процессе собственной деятельности, в том числе познавательной деятельности.
Углубленная работа по данному направлению в нашем дошкольном учреждении, обусловлена следующими факторами:
- Анализируя результаты мониторинга познавательного развития и готовности к обучению в школе старших дошкольников за период нескольких прошедших лет, был выявлен большой процент детей с низким уровнем развития мыслительных операций, слабовыраженным познавательным интересом, навыков организации самостоятельной деятельности.
- В рамках преемственности в работе дошкольного и общего начального образования, регулярно проводится анализ адаптации и успеваеемости выпускников ДОУ к школе. Психологи и учителя начальных классов обращают внимание на то, что частой причиной дезадаптации и низкой успеваемости первоклассников является низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, нестойкий (либо часто отсутствующий) познавательный, отсутствие самостоятельности в планировании своей деятельности и поиске самостоятельных решений.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «интеллектуальное развитие» в современной науке и показатели интеллектуального развития понимаются достаточно широко. В своей работе я буду опираться на следующие показатели интеллектуального развития, так как они, на мой взгляд, наиболее оптимальны и позволяют проследить динамику интеллектуального развития детей в рамках моей практической деятельности:
- общая способность к познанию, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
- система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления);
- способность к решению проблем в процессе самостоятельной деятельности
Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина.
Целью моего психолого- педагогического опыта является повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством активизации познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для развития интеллектуальных способностей (занимательная предметно-развивающая среда).
- Развивать у старших дошкольников мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение и понимание причинно-следственных связей), внимание, память, восприятие, воображение;
- Формировать познавательный интерес к деятельности;
- Побуждать к развитию любознательности, самостоятельности, творческой активности;
- Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственных действий с предметами, явлениями;
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности;
Новизна данной работы заключается в том, что в опыте систематизированы инновационные подходы к развитию познавательной деятельности дошкольников, влияющие на формирование интеллектуального развития в целом; представлены формы активного взаимодействия с педагогами и родителями, направленные на активизацию познавательной деятельности дошкольников;
- Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе
1.1. Направления работы
Систему психолого-педагогической работы по данному вопросу реализую в трех направлениях:
I направление: работа с детьми
- Первичная диагностика:
- уровня развития познавательных процессов
- сформированности компонентов психологической готовности к школе
- Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей
- Реализация коррекционно-развивающей работы в форме:
-индивидуальных и подгрупповых занятий;
- участия в совместной деятельности;
II направление: взаимодействие с педагогами
- Помощь в создании условий для успешной познавательной деятельности в группах;
- Ознакомление педагогов с психологическими основами интеллектуального развития старших дошкольников;
- Обучения адекватным способам взаимодействия с детьми по активизации познавательной активности и развитию интеллектуальной сферы дошкольников;
- Составление совместного плана мероприятий по повышению качества познавательной деятельности детей;
III направление: взаимодействие с родителями
- Анкетирование по вопросам интеллектуального развития ребенка и подготовки к обучению в школе;
- Консультации;
- Проведение практических занятий;
- Организация совместных проектов в рамках решения поставленных задач;
- Этапы работы
I этап: организационный
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- Пополнение развивающей среды в кабинете психолога и группах;
- Первичная диагностика уровня познавательного развития, определение предполагаемых результатов;
- Подбор и систематизация форм, методов и приемов активизации познавательной деятельности;
- Разработка перспективного плана работы по познавательной деятельности в старших, подготовительных группах;
- Составление плана мероприятий по взаимодействию с педагогами и родителями;
Методические разработки:
- диагностический модуль обследования высших психических функций;
- картотека познавательных игр;
- перспективный план работы с детьми ;
- мультимедийные презентации к занятиям познавательного цикла;
- проект по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Помимо материала и оборудования кабинета психолога, в котором есть достаточное количество игр для развития познавательной активности и творчества, стараюсь оказывать помощь воспитателям в создании с разнообразной игровой среды в группах, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
II этап: практический
- Непосредственная психолого-педагогическая работа с детьми по активизации познавательной деятельности и интеллектуальному развитию;
- Практическое взаимодействие с педагогами и родителями;
Содержание игровых занятий по познавательному развитию продумываю через интеграцию различных видов деятельности:
-познавательно-исследовательской,
-коммуникативной,
-музыкальной,
-двигательной
-конструктивной
-изобразительной
III этап: контрольный (Оценка эффективности психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников).
В качестве диагностического инструментария использую следующие методики:
Мышление:
Наглядно-образное «последовательные картинки»
Словестно-логическое «четвертый лишний»
Вербальное мышление (модифицированный тест Керна- Йирасека )
Установление причинно-следственных связей («последовательные картинки»)
Обобщение, классификация («четвертый лишний»)
Анализ и синтез, умение воспроизводить целостный образ предмета «Разрезные картинки»
Мнемические процессы:
-механическая слуховая память (10 слов)
- зрительная память (10 картинок)
Внимание:
Произвольность (тест Керна-Йирасека копирование точек)
-устойчивость (модифицированный тест Рея «переплетенные линии»)
-переключение («найди отличие»)
Восприятие:
«Фигурно-фоновые отношения», «разрезные картинки»
Воображение: вербальное «последовательные картинки», «на что похоже»
Мониторинг интеллектуального развития провожу в начале и конце учебного года с детьми старших и подготовительных групп, что дает возможность проследить динамику в развитии детей, а также судить об эффективности выбранных методов и приемов обучения и развития и спланировать комплекс мероприятий для дальнейшей работы по данному направлению.
1.3 Методы и приемы организации психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей:
- Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорного оборудования
- Развивающие игры и игровые упражнения - дидактические, подвижные, игры-экспериментирование
- Проектная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Проблемно-поисковые ситуации
- Рассматривание и совместное составление знаково-символических схем
- Моделирование
- Совместные тематические выставки, альбомы, мини-музеи.
Изучив многие интересные разработки и современные обучающие технологии, адаптировала некоторые из них в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями и активно применяю в своей практической деятельности:
- Здоровьесберегающие технологии:
1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);
2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;
3. Физкультминутки, динамические паузы;
4. Работа с кинетическим песком
- Игровые технологии;
Технология ТРИЗ
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.) В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. (Игровая проблемная ситуация)
- Технология проектов
- Поисковая деятельность
- Моделирование
Так, например, в старших, подготовительных группах в этом учебном году, был организован совместный познавательно-исследовательский проект «Сокровища волшебного сундучка», направленный на ознакомление со свойствами некоторых материалов, обогащение кругозора, активизацию познавательной активности, развитие мыслительных операций в самостоятельной поисковой деятельности. Информирование родителей о мероприятиях, проводимых в рамках проекта происходило по средствам оффлайн трансляции на сайтах групп и моем персональном сайте, там же представлены творческие отчеты, интересные развивающие игры по познавательному развитию, видеоролик занятия с элементами квеста, мастер-класс по обучению детей изготовлению кукол из ткани и т.д. В группах были организованы мини-музеи необычных предметов из ткани и бумаги, который можно было посетить как в группе, так и виртуально на сайте. Родители оказывали помощь в создании коллекций фантиков, чудо-лоскутков и т.д
Стараюсь строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно).
И хорошим результатом и важным показателем успешности познавательной деятельности считаю тот факт, что многие дети начинают самостоятельно конструировать игры. Чтобы поддержать детскую инициативу, мы установили в старшей группе карман - копилку детских идей.
По просьбе ребенка, я или воспитатель записывает придуманную им игру и кладет в копилку. Или родители приносят записанные идеи игр и мы реализуем их в повседневной жизни детского сада. Эти материалы обрабатываются совместно с детьми в приемлемую для использования форму и вводятся на занятиях и в самостоятельную деятельность.
Поэтому, хочу сделать акцент на том, что работа, проводимая мною, по развитию познавательной деятельности со старшими дошкольниками происходит в тесном взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
Оно находит отражение в:
- Совместных заседаниях родительского клуба «Содружество»
- Мастер-классах для родителей и педагогов
- Консультаций
- Выступлениях на родительских собраниях
- Общении с родителями посредством сети интернет( на сайте МБДОУ д/с №16, персональном сайте, сайтах групп)
- Совместных практических занятиях
- Организация (в рамках проекта) совместных мини-музеев и коллекций в группах
- Количественный и качественный анализ результатов проводимой работы:
Таблица 1:
Таблица 2:
- Наблюдается стабильно положительная динамика в развитии познавательных процессов у старших дошкольников и уровня интеллектуального развития в целом;
- Развивается стойкий познавательный интерес к деятельности;
- Дети проявляют активность, любознательность и самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций;
- Обогащается чувственный опыт детей за счет активного использования разнообразных форм познавательной деятельности;
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития является активная познавательная деятельность. Считаю, что обучение дошкольников в различных формах организации познавательной деятельности стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Список литературы:
1.Алябьева Е.А Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего возраста М., Сфера., 2004
2.Афонькина Ю.А Урунтаева Т.А Изучение психики дошкольника Мурманск., МГПИ., 1992
3.Афонькина Ю.А Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет Волгоград., Учитель., 2016
4.Велиева С.В Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста С-Пб., Речь., 2005
5.Каменская В.Г, Зверева С.В Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению С-Пб., Детство Пресс., 2004
6.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 5-6 лет С-Пб., Речь., 2014
7.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 6-7 лет С-Пб., Речь., 2014
8.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих
первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.-СПб.:Речь,2007
9.Пастоева Л.Д Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет М., Книголюб., 2006
10.Переслени Л.И Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности М., айрис Пресс., 2006
11.Шарохина В.Л Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе М., Книголюб., 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
Модернизация системы образования при ФГОС....
Программа работы кружковой деятельности «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников по средствам дидактических игр»
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве г...
Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников
В данной статье говориться о значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дршкольного возраста. Так же предложены конспекты НОД....
"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...
Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»
Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...
Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки».
Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки»....