"Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_konstruirovanie.docx | 703.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста».
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Иногда папы и мамы стремятся как можно больше накупить игрушек. Им кажется, что, чем их больше, тем лучше ребёнок станет играть. Но это ошибочное мнение. Перенасыщать игрушками так же вредно, как и пищей. Лучше, если у ребёнка имеются не только готовые игрушки, но и легко трансформирующиеся большие пустотелые кубики и кирпичики, коробки картонные и спичечные, лоскуты ткани и искусственного меха, листы плотной бумаги, дощечки и т.п. Из них ребёнок может самостоятельно делать разнообразные игрушки. Это не только забавляет ребёнка, но и даёт простор его фантазии, благодаря ей он легко включается в любую игру, исполняет самые разные роли. Игрушка тогда удовлетворяет ребёнка, когда она отвечает его потребностям. Ведь с какой лёгкостью он приспосабливает для игр окружающие предметы!
Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей, каждая из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:
- Конструирование по образцу – детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности детей лежит подражательная деятельность, она является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера.
- Конструирование по условиям - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у детей сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. А так же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям, причем в игровой-конструктивной деятельности эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – имеет моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования
- Конструирование по замыслу - способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Однако необходимо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
- Конструирование по теме - эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Данный вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира.
Все виды конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста способствуют развитию его познавательных и творческих способностей, а так же формированию основ учебной деятельности и мотивационной готовности к обучению в школе.
Памятка «Как выбрать конструктор для детей»
1. Материал изготовления. Лучше отдавать предпочтение натуральным изделиям.
2. Надежность креплений. Они должны надежно держаться, но при этом с легкостью разъединяться при необходимости. Досадно, если собранный в течение нескольких часов крокодил рассыплется при попытке его перенести.
3. Производитель и его репутация на рынке детских товаров. Учитывайте, сколько лет он производит товары такого рода.
4. Отзывы покупателей. Проанализируйте информацию об этом виде комплектов для игр в интернете. Почитайте отзывы. Когда родители уже сталкивались с проблемами и делятся опытом, вам проще избежать подобных проколов. Учитесь на чужих ошибках.
5. Интересы ребенка. Если он любит играть с машинками, не покупайте ему самолетики. А лучше отправляйтесь за покупками вместе. Очертите доступную вам ценовую категорию, и пусть выберет то, что понравится.
6. Отдавайте предпочтение крупным гипермаркетам. Не заказывайте игрушки через интернет. Вы не знаете, где они были и с чем контактировали. Причем в сети никто не застрахован от мошенников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности технического конструирования в развитие детей старшего дошкольного возраста.
В данном докладе идет речь о необходимости конструирования в старшем дошкольном возрасте....
Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"...
"Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей о роли конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста...
консультация для родителей «Роль пластилинографии в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображен...
Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста. Формирование ЗОЖ у детей
Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста. Формирование ЗОЖ у детей. ...
Роль конструирования в развитии детей среднего дошкольного возраста.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой ...
Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста
Необходимым условием развития познавательных способностей является тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности....