Методическая разработка «Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Методическая разработка "Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №95»
«Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила
Воспитатель
Первой
Квалификационной категории
Мукосеева
Маргарита Михайловна
г Дзержинск, 2024 г.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребёнок быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребёнка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок-это прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребёнок познаёт основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребёнок сам производит разметку, измерение, на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребёнка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребёнка.
Конструирование воспитывает в ребёнке творца, а не исполнителя. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных).
Методика конструирования и художественного труда должна выстраиваться в контексте разных видов художественной деятельности; основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
В возрасте 5-6 лет у ребёнка становится более устойчивым произвольное внимание. Идёт становление личности. Расширяются интересы Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребёнок удовлетворяет в потребность в деловом общении. Ребёнок начинает понимать позицию партнёра, учитывать его настроение, желание.
Дети делятся своими знаниями, умениями, опытом, мыслями. У них проявляется огромный интерес к познаниям, , к получению новой информации. Возрастает интерес к конструированию и ручному труду- эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать планы будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.
Необходимо расширять представления ребят о конструируемых объектах. С этой целью проводят наблюдения, экскурсии, в ходе которых дети получают возможность делать карандашные зарисовки зданий разной архитектуры, мостов, машин, которые впоследствии можно использовать как образцы для созданий конструкций. В процессе рассматривания необходимо учить детей выделять форму, величину, пропорции строений, их части; предлагать при рассмотрении обводить контуры объектов в воздухе рукой. Важно привлекать детей к самостоятельному рассматриванию и анализу как реальных объектов (из строительных наборов и конструкторов), так и их изображений, схем, элементарных чертежей.
В старшей группе детям предлагается больше заданий на преобразование образцов, особое внимание уделяется созданию ребятами своих замыслов, поскольку это способствует развитию умения самостоятельно намечать тему постройки, подбирать нужный материал, устанавливать порядок действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции. Совместное конструирование в старшей группе предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.
В данном возрасте конструирование не является игрой, а является отдельной деятельностью. Обыгрывание постройки ребёнком -это не что иное как возможность проверить качество постройки, её функциональность.
Однако после создания конструкций дети могут организовать с ними сюжетно-ролевые игры.
Ребёнок проявляет себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждения, находит причины удачных и неудачных решений. Дети обычно более объективно оценивают не свои , а чужие постройки, поэтому важно показать им по каким параметрам проводится оценка: отмечаются прочность, устойчивость, аккуратность, фантазия, оригинальность решений, изобретательность.
Широко применяют плоскостное конструирование (создание изображений из геометрических фигур), потому что оно позволяет подводить детей к построению схем будущих конструкций. Детям предлагаются конструкторы, предполагающие разные способы соединения деталей. При этом предпочтительны задания по сборке двигающихся сооружений (у машины крутятся колёса, качели качаются, тележка катится). Из деталей конструкторов дети строят на занятиях и в свободной деятельности.
Для повышения интересам ребят к конструированию и создания эмоционального настроя используются загадки, песенки, стихотворные строки.
Интерес к конструированию у детей поддерживается и за счёт расширения их представлений, удовлетворяющих потребность к познанию нового. Чем старше дети, тем шире их представления о конструируемых объектах, тем сложнее постройки и интереснее игры с ними. Дети узнают, что суда бывают пассажирские, грузовые и специального назначения (научно-исследовательские, ремонтные, кабелеукладчики, нефтедобывающие и тд), что военные суда называют кораблями. Узнают об истории кораблестроения, о разных видах двигателей судов (пароходы, теплоходы); о том, что скорость и маневренность судов зависит от его формы и мощности двигателя. Дети рисуют корабли, суда разного назначения , учитывая особенности их строения: со специальными надстройками на палубах, с грузовыми кранами, с орудиями, а потом строят их из разных конструкторских материалов.
Дети любят строить из песка. Они прокладывают дороги, строят дома, башни, театры, сооружают бассейны, зарывая в песок ёмкости и наполняя их водой. В таком строительстве заложены большие возможности для отражения детских впечатлений, знаний, представлений и развития игровой деятельности. Они украшают постройки разными природными материалами.
Постройки из снега. Дети, используя вёдра, тазы, формируют грибы и устанавливают их на снежные валы, украшают шляпки с помощью формочек крашеным снегом; скатывают довольно крупные снежные комья и сооружают снежные фигуры; из слежавшегося снега вырезают постройки (ракета, корабль, комната и пр.). С помощью ящичков формируют снежные кирпичики и конструируют из них ворота, снежные стены и др. Активно помогают взрослым в сооружении горы для катания на санках.
Цели и задачи.
1 Формирование у детей интереса к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
2 Формирование интереса к конструированию из разных материалов.
3 Совершенствование конструкторских навыков при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.
4 Формирование представлений о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
5 Развитие стремления к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
6 Развитие способностей к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу)
7 Совершенствование навыков пространственной ориентации.
8 Формирование стремления к совместной деятельности.
9 Формирование навыков коммуникативного, делового общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"
Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....
Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста. Формирование ЗОЖ у детей
Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста. Формирование ЗОЖ у детей. ...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель Козырева Наталья Юрьевна.Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физические развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое ...
Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...
Методическая разработка "Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
quot;Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"...
"Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста"
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов ...