КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие детей с ОНР средствами музыкального искусства»
консультация
В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Детям оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт-терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Развитие детей с ОНР средствами музыкального искусства»
«Развитие детей с ОНР средствами музыкального искусства»
В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Детям оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт-терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность. Правильно подобранная и применяемая музыка может оказывать и коррекционное воздействие, в том числе и на детей с общим недоразвитием речи.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, медицинских работников, психолога, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Если говорить об ОНР обобщенно, то это форма речевой аномалии с нарушением формирования всех компонентов речи, как звуковой, так и смысловой. Появление речи задерживается, словарный запас ограничен, речь страдает от ахроматизмов, может отсутствовать, а может быть развернутой, но страдать лексико – грамматическим недоразвитием.
Первый уровень ОНР отличается почти полным отсутствием речи в сравнении с детьми того же возраста нормального речевого развития, у которых речь уже сформирована. Эти дети часто пользуются жестами, звукоподражаниями, либо аморфными словами, смысл которых может быть понятен только близким.
На втором уровне ОНР речевые возможности значительно возрастают. Словарный запас увеличивается и обогащается, появляются простые фразы. Звукопроизношение искажено.
На третьем уровне ОНР речь становится более развернутой. Лексико - грамматический и фонетический строй приближается к норме. Аграмматизмы наблюдаются в наиболее сложных словах и фразах.
Выделяют также четвертый уровень ОНР, но он настолько близок к норме, что работа музыкального руководителя не отличается особенностями и проводится в соответствии с общей программой.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в логопедическом детском саду или группе, дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо - физическое развитие дошкольника.
Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах Дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.
В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные - временные качества звуков: темп и ритм.
Важной задачей на музыкальных занятиях в логопедическом дошкольном учреждении является развитие у детей с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в обще-речевом развитии дошкольников.
В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОНР значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.
Еще одной важной задачей, имеющей коррекционное-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов.
К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной у дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенн...
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.
Описывается музыкальная деятельность в ДОУ, где проходит духовно-нравственное воспитание детей....
Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Из опыта работы.
Материал может быть полезен музыкальным руководителям....
Консультация для родителей Развитие детей с ЗПР средствами музыкального искусства
Консультация для родителей Развитие детей с ЗПР средствами музыкального искусства...
Программа дополнительного образования музыкально- эстетического развития детей с ОВЗ средствами вокального искусства
программа музыкального рукововдителя...