Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Из опыта работы.
статья
Материал может быть полезен музыкальным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_sredstvami_muzykalnogo_folklora.doc | 102.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Из опыта работы»
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.»
К.Д.Ушинский
«Народ, который не знает своей культуры и
истории, - презренен и легкомысленен».
Н.М.Карамзин
Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество
является одной из высших духовных ценностей народа. В художественно-
эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет
приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной
культуре.
Музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования
мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности,
развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок
развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности,
формирует свою индивидуальность. Благодаря восприятию музыки, пению народных
песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность.
На народном песенном и музыкальном материале постигаются нравственно-
эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям
народа в художественно-эстетическом воспитании дошкольников является
актуальным. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и
младшее поколения. Поэтому, вопросы, связанные с возрождением преемственности
поколений, с формированием у подрастающего поколения нравственных и
патриотических устоев являются в настоящее время перспективными.
Именно поэтому особое внимание в своей работе я уделяю народному
творчеству, т.к. считаю – это настоящий «золотой фонд», «цементирующая основа»
для эмоционального, познавательного и эстетического развития дошкольника. Что
упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом
возрасте.
Свою задачу, как педагога, вижу не в воспитании отдельных талантов, а в том,
чтобы как можно раньше сформировать у своих воспитанников интерес и любовь к
музыкальному фольклору нашей страны.
Мой педагогический опыт: поиск и определение новых подходов, форм и
решений в развитии детей дошкольного возраста средствами музыкального
фольклора, имеет важное значение в системе художественно-эстетического
воспитания в дошкольной организации.
В последнее время музыкальное искусство встало на путь примитивизации и
коммерциализации, когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка»
низкого качества, которая уже в раннем возрасте программируют детей на
одностороннее, упрощенное миросозерцание. Поэтому одним из важных условий в
успешном осуществлении своей работы в музыкальном воспитание детей
дошкольного возраста вижу: опора на традиции народной музыки. Считаю, что
именно в народном творчестве как нигде сохранились представления о добре, красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Изучение потешек, хороводов, танцев, игр
служит приобщению детей к общечеловеческим ценностям. Адресованные детям
потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее
эффективных форм знакомства детей дошкольного возраста с музыкальным
фольклором.
Данный педагогический опыт формировался под влиянием взглядов и научных
работ Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П., Мельникова М. Н. В своём
опыте так же я опиралась на научные основы возможности использования народного
творчества в образовательной деятельности, которые раскрываются в исследованиях
Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, К.Д.Ушинского, И.А.Ильина и др. Повышение качества
работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые
внесли вклад в дошкольную педагогику по музыкальному воспитанию.
Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в
дошкольные образовательные учреждения являются теоретические труды Б.М.Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н.Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики –
проблем обучения и развития, обучения и творчества.
Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным
процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей
происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются
музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Если деятельность ребенка носит
творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится средством
проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от
достигнутых успехов.. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека.
Изучив и проанализировав большое количество педагогической литературы,
психологических исследований по проблеме развития музыкальных способностей
средствами музыкального фольклора я пришла к выводам:
1. В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению
дошкольников с традициями национальной культуры.
2. Нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению
дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания.
3. Не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение
детей к национальной культуре в общую систему занятий.
Мною были изучены и использованы программы, методические пособия:
− Комплексная ОП ДО «Детство» /Т.И.Бабаева и др. ,2016 г.
− Парциальная программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного
возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новооскольцевой,
− «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князева,
М.Д.Маханева, СПб, 2010.
− «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»
С.Р.Николаева, И.Б.Катышева и др., СПб,2004.
− «Ансамбль ложкарей» И.Каплунова, СПб, 2015
− «Как у наших у ворот» И. Каплунова, И. Новооскольцева, СПб,2014.
− «Музыкально-игровой материал. Наш весёлый хоровод» С.И.Мерзлякова,
Т.П.Мерзлякова, Москва, 2002.
− «Детский музыкальный фольклор в ДОУ» Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина,,
Москва, 2000.
− «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, СПб, 2015
С 2013 года я работаю над проблемой «Развитие детей дошкольного возраста
средствами музыкального фольклора».
Своеобразие и новизна заключается в осуществлении художественно-
эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО, в
использование инновационных педагогических технологий и совместных
социально - значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему
взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, так и в
содержание образовательного процесса.
Работа ведется через интеграцию разных видов деятельности:
игровой, познавательной, творческой, двигательной, музыкально, театрализованной
и др. Для того чтобы моя деятельность стала инструментом воспитания, она
должна приносить радость и желание творить. Поэтому я разработала следующий
алгоритм: от радости - к привычке, от привычки– к желанию творить. Считаю, что
в воспитании и развитии детей дошкольного возраста нельзя идти через
принуждения, иначе можно получить обратный результат. Стараюсь, чтобы
ребенок захотел что – то сделать сам, глядя на увлеченность, заинтересованность
других детей и музыкального руководителя.
Задача музыкального руководителя научить детей с самого раннего
возраста любить культуру своего народа, формировать заинтересованное
отношение к музыкальному фольклору, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Основная цель опыта – создание педагогических условий обогащения
духовной культуры детей и устойчивого интереса к народному искусству.
Для достижения поставленной цели определяю следующие задачи:
− изучить психолого – педагогическую, методическую, искусствоведческую
литературу по проблеме;
− разработать и апробировать педагогическую модель ценностного отношения
дошкольников к музыкальному фольклору нашей страны, проверить её
эффективность;
− на основе разработанной педагогической модели составить программу развития
детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора;
− обеспечить комплексный подход к организации музыкального воспитания
дошкольников в ДО;
− изучить и внедрить в образовательный процесс инновационные
образовательные и воспитательные методики и технологии,
способствующие решению поставленной цели;
− создать условия, необходимые для взаимодействия с семьями воспитанников
по приобщению к музыкальному фольклору нашей страны.
Система педагогической работы построена с учетом
возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного
возраста и опирается на основные принципы психологии, дошкольной педагогики,
теории и методики музыкального воспитания детей.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий
по означенной теме практически апробированными методиками.
Принцип участия - привлечение всех участников педагогического
процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в
целенаправленной деятельности.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса
Педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные
особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Принцип аксиологического подхода – человек - высшая ценность, а основой
его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей. Реализация
данного опыта осуществляется через занятия, игру, индивидуальную работу,
самостоятельную деятельность детей, праздники, досуги.
Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных
задач по всем разделам музыкального воспитания.
Принцип соотношения музыкального материала с природным и народным,
календарем.
Принцип партнерства. Встречать детей радостно, доброжелательно, с улыбкой,
говорить добрые слова, вместе переживают радость от совместной музыкальной
деятельности. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и
роднее друг другу.
Принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в
музыкальном творчестве.
Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
осуществляю в следующих формах:
− музыкальное занятие
− кружковая деятельность
− развлечения, вечера досуга
− самостоятельная игровая деятельность.
Музыкальное занятие проводится по следующей структуре:
- Приветствие.
- Беседа (теоретическая часть). Знакомство с народным календарём.
- Пение, инсценирование, музыкально-ритмические движения.
- Игра.
В своей работе использую следующие методы работы:
Словесные методы. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение элементов исполнения танцевальных и игровых
движений, различные виды оценки деятельности детей и др.
Практические методы предполагают разучивание, закрепление изучаемого
материала, исполнение на праздниках и развлечениях (песен, игр, хороводов,
музыкально-ритмических движений).
Наглядные методы – выразительный показ изучаемого материала взрослым,
демонстрация фо-то и видео ряда в соответствии с темой.
Свою систему работы организовала по принципу «от простого к сложному».
Она состоит из следующих тематических модулей:
1. «Детский музыкальный фольклор» (потешки, приговорки, заклички, колыбельные
песни, пестушки, считалки, дразнилки, частушки).
2. «Народная песня» (календарные и лирические песни)
3. «Игровой фольклор» (знакомство с народными играми, театрализованные
действия)
4. «Танцевальный фольклор» (хороводы, основные движения народного танца)
5. «Игра на детских музыкальных инструментах» (знакомство с приёмами игры на
народных инструментах, ансамблевая игра)
Анализируя свою работу прихожу к выводу, что целенаправленная и
систематическая работа по данному направлению является результативной, что
подтверждается положительной динамикой:
1. Подобран и систематизирован методический и музыкальный материал,
способствующий совершенствованию учебно-воспитательного процесса в
вопросах развития детей дошкольного возраста средствами музыкального
фольклора.
2. Разработана программа дополнительного образования детей дошкольной
организации средствами народного творчества.
3. Разработаны и реализованы в педагогическом процессе: сценарии
народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с
музыкальным фольклором и культурой нашей страны,
4. В развитии детей наблюдается положительная динамика (по результатам
мониторинга).
5. Возрос интерес родителей к проводимым в дошкольной организации
мероприятиям.
В дальнейшем планирую в своей деятельности такие формы работы, (кроме
обязательных занятий, досугов, кружковой работы), как клуб или познавательные
вечера. Клуб в детском саду – это объединение детей и их родителей, педагогов на
основе интереса к знаниям традиционной народной культуре. Клуб следует
рассматривать как составную часть педагогического процесса художественно-
эстетического воспитания детей.
Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к
выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития детей дошкольного
возраста средствами музыкального фольклора, поиска педагогических приемов и
методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Однако,
для успешной дальнейшей работы по обозначенной теме, необходимо решение
следующих проблем:
1. Предметно-развивающая среда, в которой протекает процесс развития детей
средствами музыкального фольклора, недостаточно богата (предметы быта,
костюмы).
2. Не все родители вовлечены в процесс музыкального развития и воспитания
детей, в качестве активных участников и партнеров.
3. Неумение детей раскрыть свои творческие способности (пассивность,
закомплексованность).
Данный педагогический опыт работы может быть использован музыкальными
руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Распространение опыта работы в рамках дошкольного учреждения
(педагогический совет, семинары-практикумы, мастер-классы и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Цель: создать условия для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста путём использования русского народного творчества....
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Статья посвящена разработанной технологии развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. На основе данной технологии составлена и апробирована программа развития музыкальны...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы)
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»(из опыта работы)...
Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклораТак что же такое одарённость? Исходя из разных источников, пододаренностью ребенка понимаются более высокая,...