Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства
статья (младшая группа) на тему
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенных двигательных, речевых и других отклонений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 20.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ЗПР средствами музыкального искусства
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии и имеет, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия) и речевой, в том числе певческой, деятельности.
Задачи педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в развитии средствами музыкального искусства предусматривают:
- развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера;
- развивать способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру;
- формирование чувства ритма, способности запоминания и воспроизведения простейших мелодий;
- развитие музыкально-ритмических движений (танцы, пение с движением, музыкальные игры);
- обогащение детских представлений об окружающем мире.
Эффективность осуществления общеразвивающих задач средствами музыки, в связи с выраженными у детей с ЗПР нарушениями координации движений, дыхания, голоса и слуха обеспечивается за счет ряда коррекционных упражнений, системы занятий основанных на последовательной и поэтапной коррекции движения, мелкой моторики, с учетом психо-моторного и речевого развития каждого ребенка. Благодаря разнообразию тематики музыкальных произведений развиваются познавательные способности детей. При подборе заданий учитываются психические и физические возможности каждого ребенка. Для успешной реализации поставленных задач, физические нагрузки чередуются с умственными, что имеет немаловажное значение для эмоционального настроя ребенка, его физического и психического развития.
В комплексе коррекционных занятий особое место уделяется речевому развитию. Поддерживается тесный контакт с логопедами и воспитателями. Развитие речи осуществляется посредством музыкального воспитания и логоритмики. Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличения словарного запаса. К подбору речевого материала следует подходить серьезно, с учетом цели занятия. Небольшие стихи, отдельные куплеты знакомых песен, логоритмические упражнения. Чтобы устранить ошибки в тексте и ритме сопровождать чтение музыкой. Например, стихи «Наша Таня громко плачет» можно сопровождать музыкой Глинки «Полька» или рнм «Полянка». Работу над речевыми упражнениями можно предложить по такой схеме:
1. Заучивание.
2. Отхлопывание с проговариванием, выделяя сильную долю (слова, слога).
3.Отстукивание на кубиках (ритмических палочках, твердых шариках, флажках, султанчиках и т.д.) совместно с проговариванием.
4. Выделение слова (слогов сильной доли совместно с передачей маленького мяча из одной руки в другую или сжимание мяча одной рукой, затем другой).
5. Проговаривание речевки и одновременно перебор маленьких колечек (на палочке или игрушке «Радуга»)
6. Проговаривание в движении (ходьбе, галопе, наклонах и т.д.)
7. Проговаривание с выполнением движений с предметами (флажками, ленточками, маракасами, кубиками и т.д.)
8. Проговаривание с выполнением движений по содержанию текста.
Считается что, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, ритмичными, выразительными. С помощью ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Большую помощь в преодолении дефектов в развитии речи оказывает также песенная деятельность. Сочетание пения с различными мероприятиями по коррекции способствует раскрепощению речи ребенка, вовлекая его в речевое общение. Все предлагаемые песни обогащают их словарный запас, формируют речевое дыхание, содействуют обучению плавности, слитности, четкости речи, оказывают благотворное влияние на речь заикающихся детей. Пение развивает мышление, дает возможность активно включаться в ход игры всем детям без исключения. Пение и движение с помощью музыки оказывают положительное воздействие на детей с разными речевыми нарушениями:
- во-первых, обогащается словарь детей;
- во-вторых, отрабатываются отдельные грамматические конструкции, что способствует устранению аграмматизмов в речи детей;
- в-третьих, пение формирует речевое дыхание, что особенно важно для детей-дизартриков;
- в-четвертых, отрабатывается произношение автоматизируемых звуков.
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенных двигательных, речевых и других отклонений.
Один из важных моментов в коррекционной работе с детьми с ЗПР – развитие мелкой моторики с помощью музыки. Подбор игр и упражнений под музыку направлен на развитие мелкой моторики рук, утончения движений пальцев рук, концентрации внимания. Музыкальные игры способствуют развитию точности глазомера, координации движений и соблюдению последовательности действий («Передай платочек». «Кто быстрей ударит в бубен», «Возьми погремушку»). Развитие мелкой моторики с помощью музыки происходит во время игр, упражнений, танцев с использованием различных предметов, которые ребенку необходимо брать, удерживать, выполнять с ними различные действия («Поезд», «Бубен», «Гуси вы, гуси», «Дудочка-дуда» и др.).
Игры с музыкальным сопровождением также помогают решать оздоровительные, воспитательные, образовательные и эстетические задачи. Они создают бодрое, радостное настроение, оказывают положительное влияние на нервную систему ребенка. Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения и речи, но и снимают возбудимость, нервозность, раздражительность, суетливость и страх. Согласно общему дидактическому принципу (сознательность, активность, систематичность и последовательность), при проведении игр и упражнений осуществляется их главная задача – развитие мелкой моторики.
Отдельные задания по выполнению мелких операций, требующие от детей выдержки, умение доводить начатое дело до конца, также рекомендуется выполнять с музыкальным сопровождением. Музыка бодрит детей, помогает выдерживать общий ритм и темп, учит подчиняться единым требованиям.
Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так, как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: воля, эмоциональность, сосредоточенность, - развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Они начинают петь, четче воспроизводят ритм. Игра на инструментах вызывает живой интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
При подборе практического материала для занятий с детьми раннего возраста, имеющих отклонения в развитии необходимо учитывать физическую, двигательную и речевую нагрузку каждого ребенка с учетом заболевания, скорости усвоения и выполнения задания, уровня знаний и умений, личностных особенностей, настроения, прохождения в данный момент лечебных процедур. Иногда необходимо непосредственно во время занятия вносить изменения, если этого требуют общее состояние детей, их настроение, самочувствие.
Планируя занятия, постоянно помнить о повышенной утомляемости детей с отклонениями развития. Они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес. Поэтому, в процессе занятия, стараться чередовать музыкальные задания с речевыми, двигательными, предлагать детям различные упражнения, в том числе игровые, - на расслабление. Строить работу так, чтобы практические занятия представляли собой комплексные дидактические технологии с набором разнообразных методов и приемов обучения. Широко использовать погружение детей в музыкальные и театрализованные игры, песни, танцы и гимнастические упражнения, в игру на музыкальных инструментах, в работу по разучиванию речевых упражнений, стихов, драматизаций. Также нужно учитывать, что часть детей, легко возбуждается от обилия впечатлений, быстро устает. Поэтому, продумывая ход занятия, необходимо учитывать активность каждого ребенка без исключения, реакцию того или иного ребенка в процессе всего занятия. Такие занятия развивают мотивацию, создают атмосферу, в которой ребенок сам хочет овладеть знаниями, у него формируется самостоятельность.
Дети с отклонениями развития не способны к длительным, монотонным занятиям, поэтому работа должна строиться таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые для детей привлекательны, интересны и любимы. Вот некоторые из них:
- Концерт для кукол
- Путешествие на паровозике
- Клоуны у нас в гостях
- Теремок – музыкальная игра-драматизация
- Прогулка в зоопарк
- Зимняя сказка
- Музыкальный магазин
- Детский мир
- День рождения (детей, игрушек)
- К нам пришли матрешки
- В гостях у бабушки Забавушки
- Театр Снегурочки
- Репка
- Колобок
- Театрализации простых, хорошо знакомых детям сказок (с использованием пальчикового, шагающего, матрешечного, настольного и других видов театра, доступного для самостоятельной деятельности детей)
В коррекционной работе с использованием музыки хорошие результаты дает применение метода интегративного обучения – в процессе тематических и комплексных занятий дети показывают свои умения в изобразительной деятельности, развитии речи. Такая тесная связь общего развития и воспитания положительно сказывается на самом ребенке.
Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В индивидуальном общении с ребенком выполняются различные коррекционные задания, выясняются возможности ребенка, его желания, интересы. В индивидуальных занятиях можно добиться того, чего невозможно получить во время фронтальных занятий.
В индивидуальных беседах и занятиях с детьми необходимо использовать больше наглядного материала, подбирать музыку к играм, упражнениям с учетом не только физических, но и психических нарушений. При повышенной возбудимости (драчливости, раздражительности, агрессии) предложить ребенку спокойную мелодию в замедленном темпе. Во время работы с детьми заторможенного характера (отличающихся вялостью, пассивностью, медлительностью, тревожностью, плаксивостью), - использовать веселую, быструю музыку.
Решая многочисленные задачи оказания воспитательной и образовательной помощи детям с отклонениями в развитии необходимо поддерживать тесную связь со всеми специалистами: учителями, врачами (логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, врачом ЛФК, врачом неврологом и др.). Вместе с ними ставить цели и решать проблемы по устранению речевых, психических, двигательных расстройств.
У детей с ЗПР нередко отмечаются множественные нарушения, поэтому их воспитание и обучение представляет большие трудности. Педагогам и врачам невозможно справиться с ними без помощи и поддержки родителей. В свою очередь родители не могут обойтись без квалифицированного педагогического сопровождения их детей. Родители должны осознать цели и задачи коррекционного воспитания, ознакомиться с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных навыков у ребенка. Только вместе с родителями можно выполнить коррекционные задачи, поставленные перед ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.
Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого организма, которая несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окру...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы. Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности в сист...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
Представление Практики экспериментирования в группе ДОУ с детьми раннего взраста...