Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.
презентация
Описывается музыкальная деятельность в ДОУ, где проходит духовно-нравственное воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст | 26.17 КБ |
Презентация | 177.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.
Слайд Актуальность
В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям некогда поговорить с детьми, провести совместно время, поэтому важная роль отведена нам педагогам. Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит музыкальному руководителю. С музыкой дети соприкасаются с рождения.
Трудно разграничить духовное и нравственно- эстетическое воспитание или развитие дошкольников, так как, приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов и народной музыкой мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Слайд Цели и задачи
Каковы же цели и задачи работы музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитании детей?
• Цель работы: содействие приобретению дошкольниками нравственного духовного опыта через вовлечение их в различные виды музыкальной деятельности, основанной на народных традициях, традициях православной культуры.
• Задачи:
*приобщить детей к духовно-нравственным ценностям, способствовать раскрытию личностной и духовной одаренности ребенка;
*способствовать формированию гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу и заложить навыки и нормы поведения;
*сохранить и укрепить психофизическое и духовное здоровье детей;
*максимально вовлечь в воспитательно-образовательный процесс детского сада семьи воспитанников и социум.
Слайд Музыка в жизни ребенка.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в кружковой деятельности, в игре, на прогулке, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
В детском саду, начиная с раннего возраста, ребенок слушает и подпевает взрослым. Подражая воспитателю, воспроизводит звуки на детских музыкальных инструментах, начинает танцевать. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия. На просторах интернета часто приходится видеть как дети в детском саду танцуют Кан-кан, поют про лабутены, что по моему мнению не несет в себе не этической не моральной ценности. Это для детей чужеродное, наносное. К выбору репертуара я отношусь очень требовательно и считаю, что номера, которые исполняются детьми, должны иметь эстетическое нравственное и духовное содержание.
Главное – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать внимание, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас. Этому способствуют навыки слушания музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно-чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В этом и проявляется воспитательное значения музыки. Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
Слайд Игра
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «К нам коза пришла», «Гори-гори ясно!», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Ручеёк» и другие.
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в детском саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, нужно стремиться добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. д. Сюжетно-ролевые игры, театрализация сказок, инсценирование песен помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.
Слайд Пение
Еще один из видов музыкальной деятельности – песня, которая открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.
И, тем не менее, главное – не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
Слайд Кружок
Формирование духовности неразрывно связано с патриотическим воспитанием, знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа. Наш детский сад работает по теме «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ». В связи с этим мы ввели казачий компонент. Совместными усилиями педагогического коллектива и творческими единомышленниками на базе детского сада действует инновационная площадка по этой теме и проводятся различные мероприятия на тему казачества. В нашем детском саду организован кружок «Казачата-пострелята». В этом году это малыши средней группы. Тем не менее, осень. Прошлого года мы успешно поучаствовали в Межрегиональном фестивале, посвященном Дню матери-казачки, став победителями фестиваля. В декабре прошлого года показывали открытое мероприятие для педагогов «……….».
Слайд Родители.
Немаловажную роль в воспитании духовно-нравственных качеств играет семья. Православные праздники такие как Рождество, Пасха, День Любви семьи и верности, ассоциируется с семьей, любовью, добром. А потому эти праздники нужно внедрять в семейные традиции, не зависимо от религиозности. Это подходящий повод, чтобы еще раз: переосмыслить ценность семьи, проявить благодарность родителям. Родители тоже нуждаются в просвещении. Поэтому мы решили сделать родителей нашими помощниками и вовлекли их в педпроцесс: участие в праздниках, пошив костюмов, пополнение экспонатами мини-музея «Русская изба», участие в конкурсах и выставках к Православным праздникам. Работа в этом направлении способствует гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
Закончить освещение темы хочу словами В. А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность
Ц Е Л Ь: С одействие приобретению дошкольниками нравственного духовного опыта через вовлечение их в различные виды музыкальной деятельности, основанной на народных традициях, традициях православной культуры.
З а д а ч и: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; способствовать раскрытию личностной и духовной одаренности ребенка ; формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу и заложить навыки и нормы поведения; сохранить и укрепить психофизическое и духовное здоровье детей; максимально вовлечь в воспитательно -образовательный процесс детского сада семьи воспитанников и социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....
Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные фор...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...