Консультация для родителей «Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования»
Цель: Родителям предоставить ребенку возможность для исследовательской деятельности как активного метода познания. Задачи: 1.Развитие у детей навыков экспериментирования 2.Сформировать алгоритм действий – цели; – отбор исследовательских действий; – умение выполнять экспериментальные действия; – делать выводы; – описывать опыт, доказательно рассказывать о нѐм. Методы деятельности: практические (опыты, эксперименты), наглядные (модели, схемы и т.д.), словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово). Ожидаемые результаты: У дошкольников развивается умение: - активно познавать окружающий мир, - действовать согласно алгоритма познания, - умение применять разные способы детского экспериментирования, - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы, - доказательно объяснять полученный результат, - формируются предпосылки учебной деятельности. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями; родителей - компетентными в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования. Перспектива развития 1.Предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира. 2.Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности. 3.Родителям - предоставить материал для развития познавательной активности малышей. Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование
Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системнообразующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов. Для развития ребѐнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребѐнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Осуществляемые ребѐнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всѐ прочно и надолго, когда ребѐнок слышит, видит и делает сам. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата, методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещѐ не сформирован и характеризуется неопределѐнностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребѐнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребѐнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. При этом очень важную роль играет познавательная задача, условием ее постановки которой перед ребенком является создание проблемной ситуации в игре или в другом виде деятельности. Проблемная ситуация возникает в том случае, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, так как необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Особенности психологического сопровождения исследовательской деятельности и детского экспериментирования Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для исследований и экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития психических процессов, творческих способностей. Постоянные «нельзя», «не лезь туда», «не тронь» способно серьезно помешать развитию детской любознательности. Дети в разном возрасте имеют разные психические возможности исследовательской деятельности. Малыш трех лет познает мир по принципу «что вижу и трогаю, то и познаю», поэтому он успешнее всего постигает предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках, а также события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был. Для развития исследовательской активности надо наполнить жизнь ребенка различными объектами, предметами, явлениями и событиями, которые будили бы его мысль, давали пищу для размышлений, увеличить доступную детям «территорию познания», вывести их за пределы группы. Ребенок более старшего возраста – уже осознанный исследователь и экспериментатор. Вот он меряет лужу, бросает в нее пузырьки от краски. Смотрите, сколько экспериментальных исследований, а для многих взрослых – это просто баловство. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предметах какието новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер - он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Это умение тесно связано с умением видеть проблемы, а потом и разрешать их. При проведении исследовательских занятий и экспериментирования нужно помнить не только о физическом, но и о психическом здоровье. Родителям нужно помнить: ∙ при постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных или физических качествах ребенка; ∙ не следует перегружать детей негативной информацией: пугать «микробами», «червячками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы. Дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко развиваются невротические состояния; ∙ при организации работы с детьми родитель должен быть предельно корректен и тактичен. Эти правила надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов: ∙ нельзя заставлять ребенка производить действия, которые тому неприятны или кажутся неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие; ∙ чтобы у детей сформировался устойчивый интерес, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Проанализировав работу по познавательному развитию детей в детском экспериментировании, пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности при участии родителей. Была отработана следующая система работы: 1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и родителей. 2. Создание условий для детского экспериментирования дома. 3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. 4. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. 5. Проведение ежедневных эвристических бесед. 6. Развитие параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель. 7.Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов. 8. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций. 9. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям. Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Большое значение в развитии познавательной активности ребенка дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д. Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей: 1. Собрание «Мы – будущие исследователи»; 2. Составлены рекомендации: -Как помочь маленькому почемучке; -Ребенок - маленький исследователь; -Игротека маленького исследователя; -Техника безопасности на кухне; -Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло; -Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование. Советуем родителям, что для подготовки ребенка к исследованиям вовсе не обязательно окружать его сложными технологичными штучками, дорогостоящими наборами «Юный химик», «Юный физик». Для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, барометр, часы. Результаты исследования овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью в начале и конце учебного года показали: Выявлены причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью: 1. познавательный интерес неустойчивый; 2. не всегда дети видят проблему; 3. малоактивны в выдвижении идей; 4. стремление к самостоятельности не выражено; 5. пользуются доказательствами с помощью взрослого. Использованы пути совершенствования: 1. изучение интересов детей; 2. работа с родителями; 3. воспитание уверенности в своих силах; 4. воспитание самостоятельности, решительности; 5. индивидуальная работа по расширению и углублению знаний; 6. воспитание трудолюбия; 7. обучение умения работать в команде. Результаты диагностики в конце учебного года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты анкетирования родителей по повышению компетентности в организации экспериментальной деятельности детей «Экспериментирование дома». Анкета проведена в начале и конце учебного года. Выявлено, что родители стали более активно включаться в экспериментирование детей дома, интересоваться, оказывать поддержку, создавать условия. Повысилась их компетентность в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования. Экспериментирование является наиболее успешным путѐм ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учѐным, исследователем, первооткрывателем. Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: -повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); -повышение уровня развития познавательных процессов; -речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); -личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать еѐ с другими и т.д.); -знания детей о неживой природе; -повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности. |