Консультация "СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА"
консультация (подготовительная группа)
Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_bezopasnost.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.
Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Международные процессы второй половины XX столетия способствовали усилению признания ценности детства. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество посредством принятия международных социально-правовых стандартов защиты детей – Декларации прав ребенка(1959, Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и др., ключевые положения которых направлены на обеспечение детям безопасной и достойной жизни в обществе.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенностидошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность обусловливаютповедение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Самостоятельность ребёнка относительна,благополучие и сама жизнь его зависит от забот и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольноговозраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Педагоги и родители призваны формировать у детей не только представления о безопасном поведении,но и готовность дошкольников к самосохранению, ценностные ориентации в отношении жизни и здоровья,мотивы, навыки и умения безопасно действовать.
Вопросы детской безопасности исследовались давно. На современном этапе значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эта программа создана на основе государственных стандартов дошкольного образования. Программа состоит из следующихразделов:
– ребёнок и другие люди;
– ребёнок дома;
– ребёнок и природа;
– здоровье ребёнка;
– эмоциональное благополучие ребёнка;
– ребёнок на улицах города.
Множество современных исследований посвящено вопросам сохранения здоровья дошкольников. В рамках данного направления рассматриваются аспекты детской безопасности : профилактики травматизма, оказание первой медицинской помощи, обучение действиям в некоторых опасных ситуациях, чаще природногохарактера. Этому вопросу посвящены исследования Л. Ф. Тихомировой, Т. М. Андреевой, М. Б. Большаковой и др.
В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Наблюдения за поведением и деятельностью детей нашей группы показали, что дети не знают правила поведения по технике безопасности, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, показывают свою несамостоятельность, безынициативность.
И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образоваельного процесса:
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- не понимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
После проведенного анализа поняла, что необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс. Основной упор в своей работе делаю на усвоение детьми правил безопасного поведения в быту
Закрепляла у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими, предостерегала от несчастных случаев в быту.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы)
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож)
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты)
Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы.
Знакомила детей с правилами пожарной безопасности, учила осторожному обращению с огнем; познакомила детей со службой «02»; сформировала представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учила детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого. Дети получили знания о правилах поведения во время грозы.
Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
В содержание образовательного процесса включала:
1. Решение ситуативных задач с детьми;
2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;
3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;
4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;
5. Тематические беседы, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место» и т. д.
6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр
7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни»
8. Проект по безопасности «Один дома»
В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла:
1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».
2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома» и т. д.
3. Создала образовательное пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорожный патруль»).
4. Обогащала игровую среду такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей. Приобрели разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) .
Применяемые следующие методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения.
Дети сравнивали: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помог детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствовал познавательной активности, так как использовался не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи : отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.
Метод моделирования ситуаций.
Дети учились располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций давало ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала ставила детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Постоянно обращала внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые приемы повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению чувств.
1. Одним из приемов была воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые включала в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».
2. Придумывание сказок на разные темы: «Как я спасал куклу от пожара», «О доме, где я живу и где много электрических приборов…» и т. д.
3. Повышению активности детей помогали игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывало сочетание разнообразных средств на одной НОД. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. НОД-инсценировки: «Когда мамы нет дома».
Сотрудничество с родителями.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Направляла деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществлялось на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Результатом стали следующие показатели:
1. Сформированность знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Умение ребенка пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Проявление на практике осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Соблюдение правил поведения в быту.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольноевоспитание. 1997. № 3, 4.
2. Арустамов Э. А., Гуськов Г. Э. Безопасность жизнедеятельности. М., 2007.
3. Жукова О. Г. Программа «Азбука «Ау» для детей дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика. 2008. № 2.
4. Поддубная Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: автореф. дисс. д. п. н. Ростов-на-Дону, 2007.
5. Чипеева Н. А. Социальная безопасность и младший школьник // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 8.
6. Шпендлер П. Э., Маслова В. М., Подгарецкий С. И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет
теоретический материал по развитию рисования у детей 4 – 5 лет....
Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".
Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...
статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическая проблема и направления ее разрешения»
Данная статья является обобщением материала, посвященного проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы к пониманию термина. Также автор работы поста...
Обследование ребёнка в условиях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации учителем-логопедом.
Обследование ребёнка в условиях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации учителем-логопедом....