Обследование ребёнка в условиях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации учителем-логопедом.
статья по логопедии
Обследование ребёнка в условиях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации учителем-логопедом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обследование ребёнка в условиях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации учителем-логопедом.
Наше дошкольное учреждение более 25 лет специализируется на оказании коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями. В структуре дошкольной организации есть группы компенсирующей и общеобразовательной направленности. В компенсирующих группах находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, которым ТПМПК рекомендует занятия по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР)
Огромная роль в этой работе возложена на психолого-педагогический консилиум учреждения, т.к. невозможно решать важные задачи коррекционно-развивающего обучения, формирования базовых психических процессов, интеллектуальных качеств и профилактики отклонений в развитии детей без грамотного психолого-педагогического сопровождения.
Работа специалистов психолого-педагогического консилиума состоит из двух важных компонентов – работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.
В системе комплексного обследования детей дошкольного возраста на консилиуме одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.
Хотелось бы уделить внимание и поделиться опытом в проведении именно логопедического обследования в условиях консилиума.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.
Во время логопедического обследования логопед :
— изучает условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
— выявляет уровень развития ведущей деятельности и оценивает в соответствии с возрастными нормативами;
— выявляет характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
— определяет степень овладения компонентами языковой системы.
— оценивает состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
У неречевого ребенка выявляется степень понимания речи, состояние пассивного словаря.
А теперь подробнее остановимся на параметрах обследования.
Перед началом обследования родители подписывают согласие на проведение психолого-педагогического обследования специалистами консилиума
Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития языковых средств и характере речевой деятельности, учитель-логопед, прежде всего, должен установить доверительный контакт с ребенком.
Анамнестические данные заполняются со слов родителей, сопровождающих ребенка.
Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.
Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.
Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.
Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторного, речевого, психического) в ранний период.
Сведения из анкеты логопед переносит в логопедическое представление.
Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
На занятиях по музыкальному, физическому во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики.
В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.
Н – р: Задание «Четвертый лишний» даётся на индивидуальных листах. Дети должны зачеркнуть лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить.
Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.
Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями и берем эти задания из «Альбома индивидуального обследования» Т.А. Ткаченко…
Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?», или же картинки с вопросом: «Кому чего не хватает?»
Игру может провести воспитатель.
Логопед в это время наблюдает за действиями детей.
Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.
После предварительной работы родители приглашаются на консилиум для объективного обследования ребёнка.
Обследование начинается с беседы .
. В процессе беседы оценивается коммуникативная функция речи: умение поддерживать беседу, строить диалог на уровне, соответствующем возрасту ребенка. Для получения достоверной информации беседа ведется неформально на интересующие ребенка темы.
1)Анализируя ответы ребёнка, определяем бедность или богатство словаря (умение пользоваться обобщающими словами, подбирать синонимы и антонимы, оценивается использование глаголов в речи, имен прилагательных, наречий, причастий, местоимений, точность употребления слов в речи)
2) При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы ; особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов; есть ли стойкие аграмматизмы, умеет ли согласовывать слова в словосочетании и предложении, как использует функции словообразования и словоизменения),
3) Для обследования звукопроизношения используем « Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой ,где предметные картинки подобраны так, что в их названии проверяемый звук находится в начале, середине и конце слов.
4) Далее мы исследуем слуховое восприятие ребёнка.
Для этого используем звучащие игрушки.
При обследовании фонематической стороны речи просим повторить цепочку слогов, показать на картинках названные слова- квазиомонимы)
У неговорящих детей логопед сначала проверяет имитационные способности с опорой на картинки.
5) Следующий этап - это слоговая структура и звуконаполняемость слов.
Где мы показываем ребёнку картинки с изображением предметов различной слоговой структуры
После чего отмечаем сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
Обращаем внимание и на динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).,а так же на особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.
6)При выявлении уровня развития связной речи логопед просит составить рассказ
-по картинке;
-по серии сюжетных картинок ( в зависимости от речевых возможностей ребёнка)
Где отмечаем:
логическую последовательность в изложении событий;
вскрыты ли временные и пространственные отношения
либо рассказ сводится к простому перечислению событий и предметов.
Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность, а также легкость перехода от одного движения к другому.
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования:
-ввели анкету в процесс беседы с родителями;
-для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Аббревиатура «ППк» для родителей чаще всего звучит очень пугающе. Но если в психолого-педагогической консилиуме работают люди, отстаивающие интересы ребенка, увлеченные собственным делом, бояться мамам и папам детей с особенностями в развитии совершенно нечего. Даже если решение консилиума будет противоречить убеждениям родителей, если члены ППк так и не смогут убедить сопровождающих ребенка в том, что коррекционный образовательный маршрут пойдёт малышу только на пользу, - нужно помнить, что заключение педагогов носит для родителей только рекомендательный характер: Ребёнок всегда может остаться в том ДОУ, которое посещает в данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Психолого–педагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Психолого-пелагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей....
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...
Городское методическое объединение специалистов дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, учителей-дефектологов
Тема методического объединения: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОУ при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Перспективы работ...
«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»
laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, пути решения
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей. Особое ...
Представление психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации на ребенка для предоставления на ПМПК
Представление психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации на ребенка для предоставления на ПМПК ФИО Дата рождения «24» 08 2015Наименование д...