Профилактика оптических нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР Обучающий тренинг для родителей
учебно-методическое пособие

Даулеткалиева Аида Жаукеновна

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.

Оборудование: игрушки,  цветные  карандаши, раздаточный материал (письменные работы учеников  памятки, ламинированные листы бумаги и фломастеры для белой доски).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_orientirovka_v_prostranstve_1.docx553.71 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптических нарушений чтения и письма  

у старших дошкольников с ТНР

Обучающий тренинг для родителей

                                                                                               Проводят:

                                                                                                учитель-логопед: М.А. Михайлова

                                                                            воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.

Оборудование: игрушки,  цветные  карандаши, раздаточный материал (письменные работы учеников  памятки, ламинированные листы бумаги и фломастеры для белой доски).


Ход тренинга

  1. Приветствие.

Родители и педагоги  встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие. При этом правой рукой пожимают левую руку человека стоящего слева. А  левой рукой пожимают  правую руку человека стоящего справа.

  1. Теоретическая часть. Проводит учитель-логопед.

      Уважаемые мамы и папы!

Скоро Ваши дети отправятся в школу. Насколько успешным будет для них обучение?  С какими  трудностями они  могут встретиться?

Предлагаем сегодня об этом поговорить.

Представьте, что Вы – учителя. Проверьте, пожалуйста,  письменную работу второклассника.

           (Родители отмечают красным карандашом ошибки в работе, называют их).

http://138.uralschool.ru/images/O1938bfcc41f3169d02c0227291b74e03.jpg

http://4.bp.blogspot.com/_XS8gYaZO-6U/TADhYP3BRoI/AAAAAAAAAUo/2Vy-V5_ZXr8/s1600/errwrite_clip_image004.gif

Как Вы думаете, чем обусловлены эти ошибки

 (Участники тренинга высказывают свои предположения.)

Основными причинами данных ошибок являются – нарушение произвольного внимания, слабая подготовка руки к письму, нарушение  пространственно-временной ориентировки.

В настоящее время каждый 4-5 первоклассник испытывает трудности в процессе  обучения письму, чтению. Распространёнными являются оптические ошибки при письме и чтении.

Уважаемые Родители!   Работа по устранению нарушений чтения и письма  должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Нарушения  значительно легче предупредить, чем устранить.

Попадает ли в группу риска Ваш будущий первоклассник?

(Родители в памятке отмечают факторы риска у своих детей.)

Да,

  • если Ваш ребенок левша,
  • если он - переученный правша,
  • если Ваш ребенок слишком рано собирается  в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии, и происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению),
  • если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием,
  • если в семье говорят на двух или более языках,
  • если Ваш ребенок имеет речевые нарушения.

 Для детей с речевыми нарушениями   характерно недостаточное понимание  пространственного расположения предметов, людей,  также отмечается недостаточный запас   терминологии, отражающий  пространственные  связи и отношения в речи, а также - недостаточная  сформированность  зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Такие особенности в развитии  у дошкольников  сказываются на формировании полноценной связной речи, а в дальнейшем  приводит   к затруднениям  в запоминании и узнавании букв,  

в смешении на письме  оптически сходных букв, неправильному  расположению элементов букв в пространстве, неправильному написанию  количества элементов букв..

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..

На письме чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
а) состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве:

 б – д, т – ш;

б) включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами:

     и – ш, о - а, п – т, х – ж, л – м;
в) зеркальное написание букв:

    Э - Є , ε - з;
г) пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент:

    ау – су, им - ил
д) лишние элементы:

    ш - ши

е) неправильно расположенные элементы:

    х – сс, т – пп, У – Ч.

(Родители записывают смешиваемые письменные буквы под диктовку, сравнивают их).


К мерам ранней профилактики оптических форм нарушений чтения и письма  относится целенаправленное развитие у ребенка пространственно-временных представлений.

 В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.  

Формирование  пространственных представлений эффективно осуществлять в определённой системе. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:

  • собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
  • ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;
  • ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это, как систему отсчета;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;
  • пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми:

  • В подготовительной к школе группе должны понимать значение слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.    

Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность.

Сегодня мы хотим  предложить Вам некоторые игры  для профилактики нарушений чтения и письма, которые вы сможете использовать в домашних условиях, на прогулке.

  1. Практическая часть. Проводят воспитатели.

1-ый воспитатель.

  • Работа по формированию умения ориентироваться в трехмерном пространстве. у детей с  речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела.

Для этого дома можно поиграть с ребёнком в игру «Вот какие мы»

      Представьте, что Вы – дети, я – взрослый.

(Воспитатель  предлагает присутствущим  выстроиться в два ряда напротив друг друга и выполнять действия: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у мамы» и т.п. После выполнения инструкции взрослый просит дать полный ответ  на вопрос: «Что ты показал (показываешь)?

Параллельно педагог обращает внимание родителей на то, что следует уточнять те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре воспитанников («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

 «Солдатики».

По приказу «командира» (взрослого)  «солдатики» (дети) поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет. 

После выполнения инструкции взрослый просит дать полный ответ  на вопрос: «В какую сторону ты повернулся?»

  • Необходимо обращать внимание на освоение ребёнком значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, между, над, под,  далеко, близко.

«Встань правильно» или «Найди свое место».

Перед детьми (взрослыми) ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань (сядь, поставь и проч.) так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул». После выполнения поручения взрослый – ребёнок рассказывает куда он сел (встал, поставил и проч.), используя предлоги или наречия.

«Поручения»

Взрослый предлагает поставить игрушку в заданное место. Например, под стол (перед куклой, за книгу и проч.) Затем спрашивает, куда поставлена игрушка? Где игрушка  стоит?

     

  «Расскажи, что где находится»  

Взрослый предлагает ребенку встать, например, в центр  комнаты или во дворе и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева, позади справа

.

«Скажи наоборот» (игра с мячом)

Взрослый бросает ребёнку мяч и называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

2-ой воспитатель

Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводится  развитию умения ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги,  тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина).

При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости,  у ребёнка закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости. С их помощью дети знакомятся с понятиями: «в центре», «посередине», «справа/слева», «левый/правый верхний угол», левый/правый нижний угол».

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться!

            Давайте с вами поиграем!

      «Рисовалки»

  • Раздели лист бумаги так, как у меня (по горизонтали).

 Прослушай один раз и точно выполни каждое задание:

  • Нарисуй сверху листа одну ёлку, а внизу два домика.
  • Наверху нарисуй внизу листа две большие ёлки и одну маленькую, а внизу два красных гриба и три жёлтых.
  • Нарисуй наверху четыре зелёные палочки, а внизу два жёлтых круга и один красный.

  • Раздели лист бумаги так как показано (по вертикали).
  • Нарисуй справа два круга, а слева три квадрата.
  • Нарисуй справа три гриба, а слева два ветка.
  • Нарисуй справа три синие палочки, а слева четыре зелёных круга.
  • C:\Users\Анна\Desktop\Screenshot_2023-05-13-13-58-31-11_99c04817c0de5652397fc8b56c3b3817.jpgРаздели лист бумаги так,  как показано (по горизонтали и по вертикали).
  • В левом верхнем углу нарисуй три машинки, а в правом нижнем углу – четырёх человечков.
  • В верхнем правом углу нарисуй два красных мяча, а в левом нижнем углу – три жёлтых листка.
  • В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем - домик, а в правом нижнем – стол.

         «Волшебный квадрат».

  • Найди  и назови, что нарисовано  в правом верхнем углу (в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу и проч.)
  • Найди  и назови картинку, которая расположена на верхней строке во втором столбце (и проч.) Назови, что расположено сверху/снизу, справа/слева относительно этой картинки.
  •  «Найди картинку и назови её:
  • От стрелки – 1 клетка вверх, 3 направо;
  • От стрелки – 2 клетки вверх, 1 налево;
  • От стрелки 3 клетки вверх, 2 направо;
  • От стрелки – 4 клетки вверх;
  • От стрелки – 5 клеток вверх, 2 налево».

Примечание. В дальнейшем, ребёнок может сам называть месторасположение задуманной картинки.

Благодаря таким упражнениям развивается умение ориентироваться в двухмерном пространстве, лучше развиваются и становятся более произвольными все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь…

  1. Заключительная часть.

Участники  передают друг другу мяч, делятся своими впечатлениями о тренинге: оправдались ли ожидания, что понравилось или не понравилось, какие игры планируют использовать дома, пожелания педагогам.

Пусть дорога к школе для Ваших детей будет интересной.

Желаем  Вам мудрости, терпения и успеха в этом путешествии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»

Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...