Профилактика оптических нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР Обучающий тренинг для родителей
учебно-методическое пособие
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.
Оборудование: игрушки, цветные карандаши, раздаточный материал (письменные работы учеников памятки, ламинированные листы бумаги и фломастеры для белой доски).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_orientirovka_v_prostranstve_1.docx | 553.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптических нарушений чтения и письма
у старших дошкольников с ТНР
Обучающий тренинг для родителей
Проводят:
учитель-логопед: М.А. Михайлова
воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.
Оборудование: игрушки, цветные карандаши, раздаточный материал (письменные работы учеников памятки, ламинированные листы бумаги и фломастеры для белой доски).
Ход тренинга
- Приветствие.
Родители и педагоги встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие. При этом правой рукой пожимают левую руку человека стоящего слева. А левой рукой пожимают правую руку человека стоящего справа.
- Теоретическая часть. Проводит учитель-логопед.
Уважаемые мамы и папы!
Скоро Ваши дети отправятся в школу. Насколько успешным будет для них обучение? С какими трудностями они могут встретиться?
Предлагаем сегодня об этом поговорить.
Представьте, что Вы – учителя. Проверьте, пожалуйста, письменную работу второклассника.
(Родители отмечают красным карандашом ошибки в работе, называют их).
Как Вы думаете, чем обусловлены эти ошибки
(Участники тренинга высказывают свои предположения.)
Основными причинами данных ошибок являются – нарушение произвольного внимания, слабая подготовка руки к письму, нарушение пространственно-временной ориентировки.
В настоящее время каждый 4-5 первоклассник испытывает трудности в процессе обучения письму, чтению. Распространёнными являются оптические ошибки при письме и чтении.
Уважаемые Родители! Работа по устранению нарушений чтения и письма должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Нарушения значительно легче предупредить, чем устранить.
Попадает ли в группу риска Ваш будущий первоклассник?
(Родители в памятке отмечают факторы риска у своих детей.)
Да,
- если Ваш ребенок левша,
- если он - переученный правша,
- если Ваш ребенок слишком рано собирается в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии, и происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению),
- если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием,
- если в семье говорят на двух или более языках,
- если Ваш ребенок имеет речевые нарушения.
Для детей с речевыми нарушениями характерно недостаточное понимание пространственного расположения предметов, людей, также отмечается недостаточный запас терминологии, отражающий пространственные связи и отношения в речи, а также - недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.
Такие особенности в развитии у дошкольников сказываются на формировании полноценной связной речи, а в дальнейшем приводит к затруднениям в запоминании и узнавании букв,
в смешении на письме оптически сходных букв, неправильному расположению элементов букв в пространстве, неправильному написанию количества элементов букв..
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
На письме чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
а) состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве:
б – д, т – ш;
б) включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами:
и – ш, о - а, п – т, х – ж, л – м;
в) зеркальное написание букв:
Э - Є , ε - з;
г) пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент:
ау – су, им - ил
д) лишние элементы:
ш - ши
е) неправильно расположенные элементы:
х – сс, т – пп, У – Ч.
(Родители записывают смешиваемые письменные буквы под диктовку, сравнивают их).
К мерам ранней профилактики оптических форм нарушений чтения и письма относится целенаправленное развитие у ребенка пространственно-временных представлений.
В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Формирование пространственных представлений эффективно осуществлять в определённой системе. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:
- собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
- ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;
- ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это, как систему отсчета;
- ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;
- пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми:
- В подготовительной к школе группе должны понимать значение слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность.
Сегодня мы хотим предложить Вам некоторые игры для профилактики нарушений чтения и письма, которые вы сможете использовать в домашних условиях, на прогулке.
- Практическая часть. Проводят воспитатели.
1-ый воспитатель.
- Работа по формированию умения ориентироваться в трехмерном пространстве. у детей с речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела.
Для этого дома можно поиграть с ребёнком в игру «Вот какие мы»
Представьте, что Вы – дети, я – взрослый.
(Воспитатель предлагает присутствущим выстроиться в два ряда напротив друг друга и выполнять действия: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у мамы» и т.п. После выполнения инструкции взрослый просит дать полный ответ на вопрос: «Что ты показал (показываешь)?
Параллельно педагог обращает внимание родителей на то, что следует уточнять те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре воспитанников («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).
«Солдатики».
По приказу «командира» (взрослого) «солдатики» (дети) поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.
После выполнения инструкции взрослый просит дать полный ответ на вопрос: «В какую сторону ты повернулся?»
Необходимо обращать внимание на освоение ребёнком значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, между, над, под, далеко, близко.
«Встань правильно» или «Найди свое место».
Перед детьми (взрослыми) ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань (сядь, поставь и проч.) так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул». После выполнения поручения взрослый – ребёнок рассказывает куда он сел (встал, поставил и проч.), используя предлоги или наречия.
«Поручения»
Взрослый предлагает поставить игрушку в заданное место. Например, под стол (перед куклой, за книгу и проч.) Затем спрашивает, куда поставлена игрушка? Где игрушка стоит?
«Расскажи, что где находится»
Взрослый предлагает ребенку встать, например, в центр комнаты или во дворе и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева, позади справа
.
«Скажи наоборот» (игра с мячом)
Взрослый бросает ребёнку мяч и называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
2-ой воспитатель
Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводится развитию умения ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина).
При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости, у ребёнка закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости. С их помощью дети знакомятся с понятиями: «в центре», «посередине», «справа/слева», «левый/правый верхний угол», левый/правый нижний угол».
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться!
Давайте с вами поиграем!
«Рисовалки»
- Раздели лист бумаги так, как у меня (по горизонтали).
Прослушай один раз и точно выполни каждое задание:
- Нарисуй сверху листа одну ёлку, а внизу два домика.
- Наверху нарисуй внизу листа две большие ёлки и одну маленькую, а внизу два красных гриба и три жёлтых.
- Нарисуй наверху четыре зелёные палочки, а внизу два жёлтых круга и один красный.
- Раздели лист бумаги так как показано (по вертикали).
- Нарисуй справа два круга, а слева три квадрата.
- Нарисуй справа три гриба, а слева два ветка.
- Нарисуй справа три синие палочки, а слева четыре зелёных круга.
- Раздели лист бумаги так, как показано (по горизонтали и по вертикали).
- В левом верхнем углу нарисуй три машинки, а в правом нижнем углу – четырёх человечков.
- В верхнем правом углу нарисуй два красных мяча, а в левом нижнем углу – три жёлтых листка.
- В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем - домик, а в правом нижнем – стол.
«Волшебный квадрат».
- Найди и назови, что нарисовано в правом верхнем углу (в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу и проч.)
- Найди и назови картинку, которая расположена на верхней строке во втором столбце (и проч.) Назови, что расположено сверху/снизу, справа/слева относительно этой картинки.
- «Найди картинку и назови её:
- От стрелки – 1 клетка вверх, 3 направо;
- От стрелки – 2 клетки вверх, 1 налево;
- От стрелки 3 клетки вверх, 2 направо;
- От стрелки – 4 клетки вверх;
- От стрелки – 5 клеток вверх, 2 налево».
Примечание. В дальнейшем, ребёнок может сам называть месторасположение задуманной картинки.
Благодаря таким упражнениям развивается умение ориентироваться в двухмерном пространстве, лучше развиваются и становятся более произвольными все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь…
- Заключительная часть.
Участники передают друг другу мяч, делятся своими впечатлениями о тренинге: оправдались ли ожидания, что понравилось или не понравилось, какие игры планируют использовать дома, пожелания педагогам.
Пусть дорога к школе для Ваших детей будет интересной.
Желаем Вам мудрости, терпения и успеха в этом путешествии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»
Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"
Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...