Профилактика нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР. Формирование ориентировки во времени. Обучающий тренинг для родителей
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Проводят:
учитель-логопед: М.А. Михайлова
воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.
Оборудование: бумага, разноцветные лепестки из бумаги, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, мяч, визуальное расписание группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_vremennym_predstavleniam_2.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений чтения и письма
у старших дошкольников с ТНР.
Формирование ориентировки во времени.
Обучающий тренинг для родителей
Проводят:
учитель-логопед: М.А. Михайлова
воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.
Оборудование: бумага, разноцветные лепестки из бумаги, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, мяч, визуальное расписание группы.
Ход тренинга
- Приветствие.
Родители и педагоги встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие. При этом правой рукой пожимают левую руку человека, стоящего слева. А левой рукой пожимают правую руку человека, стоящего справа.
- Теоретическая часть. Проводит учитель-логопед.
Уважаемые мамы и папы, догадайтесь, о чём загадка:
Лишь оно бывает вечно,
Вдаль бежит оно беспечно —
Мудрой жизни полотно,
Не удержишь ты его.
Правильно, эта загадка о времени. Как вы думаете, что такое время? (Высказывания родителей).
Время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием.
Уже в дошкольном возрасте будущему первокласснику жизненно необходимо самому научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогают более рационально его использовать.
К 7 годам ребенка следует научить:
- воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь), называть их основные признаки и последовательность;
- определять временные признаки словом: после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно, пр.;
- использовать в речи такие временные понятия: медленно - быстро, рано - поздно, утром - днем - вечером, давно - недавно, часто - редко, вчера - сегодня - завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.;
- определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)
- планировать, сколько времени необходимо на то или иное дело. Например, сколько времени он может одеваться или раздеваться, рисовать, играть, в какие дни недели он посещает кружки, секции и т.п.
Таким образом, ребёнок учиться регулировать свои действия, становится более организованным и дисциплинированным.
Для того, чтобы чувство времени, а значит и внутренний самоконтроль сформировался к школьному возрасту, необходима среда. Среда, в которой ребёнок будет придерживаться каких-либо правил, выполнять определённую последовательность событий.
Первые кирпичики самоконтроля закладываете вы – родители. Именно дома у ребёнка должен быть определённый уклад жизни, режим, а не хаотичный ритм.
Для развития чувства времени, самоконтроля, планирования рекомендуем использовать визуальное расписание. У ребёнка перед глазами будет плакат, в центре которого размещена его фотография, а также с помощью пиктограмм обозначен режим дня, дни посещения секций и прочее.
В нашей группе также используется визуальное расписание. (Демонстрируется родителям).
Посмотрите на эти значки. Каждый значок обозначает занятие, которое проходит у нас в определенный день недели. Кисточка обозначает занятие по изодеятельности, цифра – по математике, ручка – по обучению грамоте, мяч – по физкультуре, нота – по музыкальному занятию, пустые карточки - выходные дни.
Каждое утро с опорой на данное расписание дети совместно с педагогом планируют свой день в детском саду.
Дома ребёнку необходимо доверять какую – либо работу, конечно, которая доступна для его возраста. Например, убрать игрушки, покормить кота, протереть тарелки и т.д.
Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Соответственно, ориентировка во времени должна пройти и в игровой форме.
- Практическая часть. Проводит воспитатель.
Предлагаю игры, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома, чтобы закрепить у него временные представления: последовательность частей суток, дней недели, времён года, а также их характерные признаки.
.Игры для закрепления понятий о частях суток
- «Раньше - позже»
Нарисуйте вместе с ребёнком пиктограммы, обозначающие последовательность частей суток. Обсудите, какая часть суток бывает раньше, а какая позже, чем занимаются в разное время суток. При обсуждении добивайтесь полных ответов. (Каждый участник тренинга последовательно рисует пиктограммы, даёт развёрнутые ответы на вопросы педагога).
- «Загадки»
С помощью пантомимы покажите друг другу, что делают в разное время суток. Например, утром чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д.. (Участники тренинга показывают друг другу движения по которым присутствующие определяют, что делает водящий и называют время суток).
Игры для закрепления понятий о днях недели.
- Визуальное расписание.
Участники тренинга делятся на пары: взрослый – ребёнок и составляют визуальное расписание для своего ребёнка, затем рассказывают по желанию о своём расписании. Педагог обращает внимание присутствующих на то, что к пиктограммам относятся и цифры.
- «Лови-передавай, день недели называй»
Передавайте друг другу мяч, называйте дни недели по порядку. Сегодня предлагаю начать со среды. (Участники тренинга выполняют задание, затем отвечают на вопросы):
- Какой день недели бывает между вторником и четвергом?
- Какой день недели бывает перед субботой?
- Передавайте друг другу мяч, называйте дни недели по порядку, начиная с четверга.
- Какой день недели наступает после вторника?
- Какой день недели бывает перед средой?
Игры для закрепления понятий о временах года.
- «Что сначала - что потом»
Разложите вместе с ребёнком лучи в следующей цветовой гамме по порядку: синий цвет - зима, зелёный цвет – весна, красный цвет – лето, жёлтый цвет – осень. Затем подберите и приклейте пиктограммы, относящиеся к разным временам года. Обсудите, какое время года бывает сначала, какое время года бывает позже. При обсуждении добивайтесь полных ответов. (Участники выполняют коллективное задание, дают развёрнутые ответы на вопросы педагога).
- «Будь внимательным»
Участники встают в круг и играют в мяч. Педагог задаёт вопросы и бросает мяч присутствующим родителям. Далее предлагает участникам игры самим придумывать подобные утверждения.
Слушайте внимательно. Если это правда – повторяй, а ошибка – исправляй!
- После лета наступает зима.
- Летом я собираю цветы.
- Летом часто идёт снег.
- Осенью на деревьях вырастают зелёные листики.
- Зимой я люблю собирать грибы.
- Перед осенью бывает лето.
- Между летом и зимой бывает весна.
- Зимой ласточки любят клевать на кормушке зёрнышки.
- Воробей улетает зимовать в тёплые края.
- Осенью птички прилетают, а весной улетают.
Благодаря таким упражнениям развивается умение ориентироваться в двухмерном пространстве, лучше развиваются и становятся более произвольными все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь…
- Заключительная часть.
Участники передают друг другу мяч, делятся своими впечатлениями о тренинге: оправдались ли ожидания, что понравилось или не понравилось, какие игры планируют использовать дома, пожелания педагогам.
Пусть дорога к школе для Ваших детей будет интересной.
Вам мудрости, терпения и успеха в этом путешествии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.
Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй. Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...
Профилактика нарушений чтения и письма в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
из опыта работы...
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"
Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...
Профилактика оптических нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР Обучающий тренинг для родителей
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.Оборудование: игрушки, цветные карандаши, раздаточный материал (письменные рабо...