Профилактика нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР. Формирование ориентировки во времени. Обучающий тренинг для родителей
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Даулеткалиева Аида Жаукеновна

                                                                                                                 Проводят:

                                                                                                                  учитель-логопед: М.А. Михайлова

                        воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева

 

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.

Оборудование: бумага, разноцветные лепестки из бумаги, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, мяч, визуальное расписание группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_vremennym_predstavleniam_2.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений чтения и письма  

у старших дошкольников с ТНР.

Формирование ориентировки во времени.

Обучающий тренинг для родителей

                                                                                                                 Проводят:

                                                                                                                  учитель-логопед: М.А. Михайлова

                        воспитатель: А.Ж. Даулеткалиева

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.

Оборудование: бумага, разноцветные лепестки из бумаги, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, мяч, визуальное расписание группы.


Ход тренинга

  1. Приветствие.

Родители и педагоги встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие. При этом правой рукой пожимают левую руку человека, стоящего слева. А левой рукой пожимают правую руку человека, стоящего справа.

  1. Теоретическая часть. Проводит учитель-логопед.

Уважаемые мамы и папы, догадайтесь, о чём загадка:

Лишь оно бывает вечно,
Вдаль бежит оно беспечно —
Мудрой жизни полотно,
Не удержишь ты его.

       Правильно, эта загадка о времени. Как вы думаете, что такое время? (Высказывания родителей).  

       

Время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием.

Уже в дошкольном возрасте будущему первокласснику жизненно необходимо самому научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, регулировать и планировать свою  деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогают более рационально его использовать.

К  7 годам  ребенка  следует  научить:

  • воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь), называть их основные признаки и последовательность;
  • определять временные признаки словом: после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно, пр.;
  • использовать в речи такие временные понятия: медленно - быстро, рано - поздно, утром - днем - вечером, давно - недавно, часто - редко, вчера - сегодня - завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.;
  • определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)
  • планировать, сколько времени необходимо  на то или иное дело.  Например, сколько времени он может одеваться или раздеваться, рисовать, играть, в какие дни недели он посещает кружки, секции и т.п.

Таким образом, ребёнок учиться регулировать свои действия, становится более организованным и дисциплинированным.

Для того, чтобы чувство времени, а значит и внутренний самоконтроль сформировался к школьному возрасту, необходима среда. Среда, в которой ребёнок будет придерживаться каких-либо правил, выполнять определённую последовательность событий.

Первые кирпичики самоконтроля закладываете вы – родители. Именно дома у ребёнка должен быть определённый уклад жизни, режим, а не хаотичный ритм.

Для развития чувства времени, самоконтроля, планирования рекомендуем использовать визуальное расписание. У ребёнка перед глазами будет плакат, в центре которого размещена его фотография, а также с помощью пиктограмм обозначен режим дня, дни посещения секций  и прочее.

В нашей группе также используется визуальное расписание.  (Демонстрируется родителям).

Посмотрите  на эти значки. Каждый значок обозначает занятие, которое проходит у нас в определенный день  недели.  Кисточка обозначает занятие по изодеятельности,  цифра – по математике, ручка – по обучению грамоте, мяч – по   физкультуре,  нота – по музыкальному занятию, пустые карточки - выходные дни.

Каждое утро с опорой на данное расписание дети совместно с педагогом планируют свой день в детском саду.

Дома ребёнку необходимо доверять какую – либо работу, конечно, которая доступна для его возраста. Например, убрать игрушки, покормить кота, протереть тарелки и т.д.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Соответственно, ориентировка во времени должна пройти  и в игровой форме.

  1. Практическая часть. Проводит воспитатель.

Предлагаю  игры,  в которые вы можете поиграть с ребёнком дома, чтобы закрепить у него временные представления: последовательность  частей суток, дней недели, времён года, а также их характерные признаки.

.Игры для закрепления понятий о частях суток

  • «Раньше - позже»

Нарисуйте вместе с ребёнком пиктограммы, обозначающие последовательность частей суток. Обсудите, какая часть суток бывает раньше, а какая позже, чем занимаются в разное время суток. При обсуждении добивайтесь полных ответов. (Каждый участник тренинга последовательно рисует пиктограммы,  даёт развёрнутые ответы на вопросы педагога).

  • «Загадки»

С помощью пантомимы покажите друг другу, что   делают в разное время суток. Например, утром  чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д..  (Участники тренинга показывают друг другу движения по которым присутствующие   определяют, что делает водящий и называют время суток).

Игры для закрепления понятий о днях недели.

  • Визуальное расписание.

Участники тренинга делятся на пары: взрослый – ребёнок и составляют визуальное расписание для своего ребёнка, затем рассказывают по желанию о своём расписании. Педагог обращает внимание присутствующих на то, что к пиктограммам относятся и цифры.  

  • «Лови-передавай, день недели называй»

Передавайте друг другу мяч, называйте дни недели по порядку. Сегодня предлагаю начать  со среды. (Участники тренинга выполняют задание, затем отвечают на вопросы):

  • Какой день недели бывает между вторником и четвергом?
  • Какой день недели бывает перед субботой?
  • Передавайте друг другу мяч, называйте дни недели по порядку, начиная с четверга.
  • Какой день недели наступает после вторника?
  • Какой день недели бывает перед средой?

Игры для закрепления понятий о временах года.

  • «Что сначала -  что потом»

Разложите вместе с ребёнком  лучи в следующей цветовой гамме по порядку: синий цвет - зима, зелёный цвет – весна, красный цвет – лето, жёлтый цвет – осень. Затем подберите и приклейте пиктограммы, относящиеся к разным временам года. Обсудите, какое время года бывает сначала, какое время  года  бывает позже.  При обсуждении добивайтесь полных ответов. (Участники выполняют  коллективное задание, дают развёрнутые ответы на вопросы педагога).

  • «Будь внимательным»

Участники встают в круг и играют в мяч. Педагог задаёт вопросы и бросает мяч присутствующим родителям. Далее предлагает участникам игры самим придумывать подобные утверждения.

Слушайте внимательно. Если  это  правда – повторяй, а ошибка – исправляй!

  • После лета наступает зима.
  • Летом я собираю цветы.
  • Летом часто идёт снег.
  • Осенью на деревьях вырастают зелёные листики.
  • Зимой я люблю собирать грибы.
  • Перед осенью бывает лето.
  • Между летом и зимой бывает весна.
  • Зимой ласточки любят клевать  на кормушке зёрнышки.
  • Воробей улетает зимовать в тёплые края.
  • Осенью птички прилетают, а весной улетают.

 

Благодаря таким упражнениям развивается умение ориентироваться в двухмерном пространстве, лучше развиваются и становятся более произвольными все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь…

  1. Заключительная часть.

Участники  передают друг другу мяч, делятся своими впечатлениями о тренинге: оправдались ли ожидания, что понравилось или не понравилось, какие игры планируют использовать дома, пожелания педагогам.

       Пусть дорога к школе для Ваших детей будет интересной.

Вам мудрости, терпения и успеха в этом путешествии!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.

Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй.  Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...

Профилактика оптических нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР Обучающий тренинг для родителей

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе.Оборудование: игрушки,  цветные  карандаши, раздаточный материал (письменные рабо...