Тактика стимуляции и развития речи детей.
консультация
Советы родителям по развитию речи ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rod._taktika_stimulyatsii_i_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тактика стимуляции и развития речи дошкольников
На современном этапе число детей с нарушениями речи постоянно увеличивается. Нарушения звуковой культуры речи, которые возникли в дошкольном возрасте, в дальнейшем влекут за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования звукового и буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все: логопед, воспитатели и родители –станут действовать согласованно.
Активное участие родителей в процессе работы по коррекции и развитию речи имеет неоценимое значение, так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей, в основном взрослых-родителей и членов семьи. Сначала это происходит рефлекторно, а затем все более осознанно, и поэтому необходимо влиять на этот процесс. Прежде всего, это выражается в создании речевой среды, соответствующей возрасту детей. Ребенок должен слышать правильную и чистую речь взрослых, недопустимо искажение слов, подстраивание под речь ребенка. Преградой на пути к правильной речи является недостаточное внимание к речевому общению с ребенком, которое заменяется просмотром телевизионных программ, играми на компьютере.
Родителям рекомендуется:
-разговаривать с ребенком не торопясь и отчетливо произносить каждый звук в словах, с правильной интонацией и ударением;
-неправильно произнесенное ребенком слово необходимо произнести несколько раз, повторение следует поощрять. Не следует требовать верного произношения, оно может быть еще не по силам и вызвать обратную реакцию;
-каждое слово должно быть понятным ребенку, то есть нужно обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление, действие.
Для становления речи очень важна дыхательная гимнастика. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо выполнять вместе с ребенком следующие дыхательные упражнения и игры:
-дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на детских музыкальных духовых инструментах;
-дуть на ватные шарики (игра в «Футбол»), разноцветные бумажные фигурки;
-надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
-дуть вверх, не давая упасть вниз ватке или воздушному шарику.
Выполнение дыхательных упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов, таких. Как ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, аденоиды и т.д. Очень часто причиной нарушения звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют тональность голоса, вызывают изменения в строении языка, неба, прикуса. Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения от 3 до 6 минут (в зависимости от возраста).
Для того чтобы закрепить двигательные навыки органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти), следует ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, продолжительность занятий составляет 5-10 минут. Каждое упражнение проводится в игровой форме и повторяется 6-8 раз. Для того чтобы достичь высокой результативности и эффективности занятий, родителям не рекомендуется заниматься с ребенком в плохом настроении, если ребенок болен или чем-то расстроен. Необходимы только положительные эмоции со стороны взрослых.
Рекомендуются следующие артикуляционные упражнения. Которые проводятся перед зеркалом:
-научить ребенка открывать и закрывать рот;
-упражнение «Качели»: поднимать язык вверх, к кончику носа и опускать вниз, к подбородку;
-«Лопаточк4а»: открыть рот, положить широкий расслабленный язык нат нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 секунд
-«Иголочка»: рот открыть, узкий язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении 5 секунд;
«Лошадка»: присасывать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, постепенно убыстряя темп упражнения;
-«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд;
-«Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образует узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
Опыт работы показывает, что выполнение данных упражнений в течение 2-3- месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки, и в целом, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является развитие мелкой моторики пальцев рук. Чем лучше развита подвижность пальцев рук, тем лучше развита речь. К таким упражнениям относятся игры типа «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик». Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст. С раннего детства рекомендуется предлагать детям кубики, кольца и пирамидки для перекладывания и конструирования. Постепенно можно переходить к более мелкому материалу: пуговицы и бусины для нанизывания, карандаши, счетные палочки, мозаика для раскладывания фигур. Заниматься с данным материалом ребенок должен под контролем взрослого. Хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной.
Прекрасным средством, способствующим развитию интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, является плантарный массаж –массаж стоп. Его несложно провести в домашних условиях. При массаже особое внимание нужно уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлекторные зоны коры головного мозга. При массаже, ноги должны быть расслаблены, проводится он в положении лежа. Ребенок ложится на живот, сначала массируется вся стопа (поглаживание, растирание, н6адавливание). Затем нужно потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 минут). Массаж стоп рекомендуется проводить утром и в течение дня.
Очень важен для ребенка режим дня. Недостаточный сон, постоянное перевозбуждение нервной системы, приводят к переутомлению, что может вызвать речевые расстройства. Рекомендуется вечером, перед сном, родителям проводить успокаивающие процедуры:
-использовать натуральные успокаивающие масла (если ребенок неаллергичный);
-у изголовья класть мешочек с успокаивающими травами;
-провести дыхательную гимнастику: спокойный вдох через нос, выдох через рот и наоборот;
-погладить нос от кончика к переносице и сделать вдох, на выдохе постучать пальцами по крыльям носа (5-6 раз);
-полоскать г8орло 1,5 % раствором морской соли, что способствует также профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Родителям необходимо стремиться к норме в развитии ребенка. Но из этого не следует, что нужно перегружать его информацией, стремиться ускорить его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, не стоит приобщать его к изучению иностранных языков. Неадекватная нагрузка может привести к обратному процессу, то есть затормозить развитие. Обучать ребенка можно только тому, чему он может обучиться на данном возрастном этапе. Данные рекомендации гарантируют детям положительную динамику, как в речевом, так и в интеллектуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей с ДЦП третьего года жизни
в работе представлены основные направления работы, перечень методов и приемов, направленных на развитие речи у детей с ДЦП третьего года жизни. ...
Стимуляция развития речи детей младшего возраста
Тематический доклад по методике стимуляции развития речи детей младшего возраста. Материал содержит общие рекомендации и базовые правила помогающие воспитателям правильно и св...
Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в том возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. ...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция и развитие речи.
Использование доски Бильгоу для мозжечковой стимуляции и развития речи....
Консультация для родителей доска Бильгоу "Мозжечковая стимуляция и развитие речи"
Консультация для родителей доска Бильгоу "Мозжечковая стимуляция и развитие речи"...
Доска Бильгоу:мозжечковая стимуляция и развитие речи. (самообр.)
Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические. способности, письмо рукой, память (оперативную и долговоеменную), мышление....