Доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция и развитие речи.
консультация

Баранова Юлия Валентиновна

Использование доски Бильгоу для мозжечковой стимуляции и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад № 16 «Дюймовочка»

Консультация для родителей

Доска Бильгоу:

мозжечковая стимуляция

и

развитие речи

Подготовила: учитель-логопед: Баранова Ю.В.

г.Краснокаменск

Как использовать доску Бильгоу для мозжечковой стимуляции и развития речи?

Мозжечковая стимуляция — это серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Такая коррекция подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Итак, на что влияет мозжечковая стимуляция?

  • восприятие устной, письменной речи
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • все виды памяти
  • спортивные навыки, координациюнавык балансированияобщую моторикуосознание схемы собственного телаэмоционально-волевую сферуконцентрацию внимания.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.

История создания методики

В начале 1960-х годов американский доктор Френк Бильгоу (Белгау) во время работы с детьми, которые плохо умели читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Это стало началом для развития концепции работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, которые влекут за собой сложности в обучении.

Данные, полученные в ходе практических экспериментов доктором Бильгоу, нашли свое отражения во многих других теориях о движении и умственном развитии детей. Примерами этого служат теория уровневой организации Н.А. Бренштейнатеория СДЛ ВПФ А.Р. Лурияпринципы нейропсихологии детского возраста Л.С. Цветковойдеятельный подход А.Н. Леонтьева и другие.

Бильгоу выдвинул 3 принципа программы мозжечковой стимуляции:

Стимулирование сенсорной интеграции

Пространственное воображение и чувство равновесия

Проприоцептивное обучение

Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта: психологическийдидактический и инструментально-технический. В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка.

Балансировочная доска Бильгоу (Белгау)

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!

Как проводится занятие?

Занятия можно начинать в 3-4 года. Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в неделю. Примерно 30 минут.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора или мамы, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.

6:07

Какие упражнения можно выполнять на доске Бильгоу?

  1. Мешочки разного веса с крупой кидаются ребенку, он их ловит.
  2. Принимать мяч или мешочки от ведушего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
  3. Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
  4. Подкидывать вверх каждой из рук.
  5. Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.
  6. Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.
  7. Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.

Кинуть подвешанный на резиночке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит
Отбивать летщий мячик палочкой или ракеткой.

Простые упражнения:

  1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.

4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

А) Обе руки в одну сторону
В) Обе руки в разные стороны
С) По очереди в одну сторону.
Д) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
А) Обе руки положить на грудь
В) Поднять руки над головой
С) Прямые руки в сторону
Д) Нагнуться, достать пальцы ног
Е) Любые движения, какие понравятся.

Аксессуары:

Для занятий на доске Бильгоу также часто используются различные аксессуары. Их можно сделать самим, или купить в специализированных магазинах. Как правило, это:

— набор из 3 тканевых мешочков с крупой (размер, цвет, вес разный);

— палка с цветной разметкой и цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке;
— мяч на шнуре или резинке;
— напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами;
— разметка на полу или стене;
— кегли, банки, подушки, стаканчики или что то на сбивание;
— набор из нескольких разных мячей.

Как использовать доску Бильгоу для мозжечковой стимуляции и развития речи?, изображение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Презентация электронной игры для интерактивной доски по развитию речи детей среднего возраста «Назови одним словом».

Презентация занятия для интерактивной доски по развитию речи (средняя группа) на тему: Электронная игра для детей среднего возраста «Назови одним словом»...

Использование интерактивной доски в развитии речи с детьми 6-7лет.

Этот материал из опыта работы для педагогов. С разработанными играми для интерактивной доски в приложении....

Доклад «Балансировочная доска, как средство развития речи дошкольников».

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодо...

Консультация для родителей доска Бильгоу "Мозжечковая стимуляция и развитие речи"

Консультация для родителей  доска Бильгоу "Мозжечковая стимуляция и развитие речи"...

Доска Бильгоу:мозжечковая стимуляция и развитие речи. (самообр.)

Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические. способности, письмо рукой, память (оперативную и долговоеменную), мышление....

Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех ви...