Примерные игры на развитие осязательного восприятия
консультация (младшая группа)

Материал представляет собой готовую консультацию для родителей, где представлен ряд игр, способствующих  развитию осязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osyazanie.docx488.29 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные игры на развитие

осязательного восприятия

  • Найди в комнате такой же на ощупь

предмет, как на образце

Цель: Развивать предметность осязательного восприятия.

Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно готовит тактильные карточки размером 5х15 см, которые по своим качествам соотносятся с предметами мебели в комнате. Например, карточка с обивкой мягкой мебели, карточка деревянная гладкая как стол и т.д.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку двумя руками осмотреть карточку, назвать качество поверхности (гладкая, шершавая, жесткая, мягкая, колючая, бугристая). Затем найти такой же на ощупь предмет в комнате.

Указания к игре:

  • Начинать обследование надо не более чем с 2-3-х тактильных карточек, постепенно добавляя новые.
  • При обследовании предметов мебели, игрушек не надо торопиться, добавляя новые к уже обследованным.
  • Надо обязательно проговаривать качественные характеристики предметов и их пространственное взаиморасположение относительно друг друга (мягкий диван стоит около стены, справа от двери; около деревянного стола у окна стоит мягкий стул).
  • Угадай ладошку

Цель: Развивать умение различать право - лево, развивать осязательные движения.

Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно вместе с ребенком замешивает тесто, раскатывает его и делает на нем отпечатки правой и левой рук ребенка (по 4 отпечатка). Тесто должно застыть.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Дается следующая установка: «Перед тобой отпечатки правой и левой ладошек, но они перепутаны. Твоя задача определить, какая ладошка правая, какая левая и разложить их в нужную сторону». 

Указания к игре:

  • Можно сделать слепки рук родителей.
  • Можно сделать слепки ног ребенка и родителей и предложить найти пару.

  • Ножками по дорожке

Цель: Развивать умение осязательно ступнями различать дорожки с разным покрытием.

Подготовка к игре: родитель может предварительно на приусадебном участке (например, на даче), около дома приготовить сенсорную дорожку. Для этого надо разметить дорожку, шириной около 1 м. Длина дорожки будет зависеть от того на сколько частей она будет разделена. Длина части от 0,5 м до 1 м отдельные части дорожки можно заполнить грунтом, гравием (мелким и крупным), песком, асфальтной крошкой, выложить дерном, плиткой и др. Если нет возможности сделать такую дорожку, можно присмотреть места в населенном пункте на улице, где можно провести эту игру.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Со словами: «Маленькие ножки идут по дорожке…. Топ-топ. Стук-стук (с тростью). По какой дорожке идут ножки? (по грунту, по песку, по гравию…). Найди, где закончилась дорожка из песка, и начался асфальт?»

Указания к игре:

  • Если ребенок приседает и осматривает рукой покрытие дорожки, на начальных этапах обучения можно разрешать это делать.
  • Эту игру можно проводить с тростью, определять изменение покрытия дорожки легким постукивание по нему.
  • Если игра проводится на даче, можно проводить ее как в обуви, так и босиком.
  • Продвигаясь по дорожке надо находить границу между ней и краем газона.

  • Догадайся, где стоишь?

Цель: Развивать умение различать покрытие пола в разных помещениях квартиры.

Подготовка к игре: родитель предварительно готовит тактильные карточки с разным покрытием пола. Например, в комнате паркет, на кухне линолеум, а в ванной кафель и т. д.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку тактильные карточки с покрытием пола в квартире. «Возьми одну карточку и вспомни, где такой пол в нашей квартире?  Пройди босиком и найди его. Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Родитель должен осторожно прижать рукой стопу ребенка к полу, не нажимая очень сильно, провести ступней по полу в разных направлениях несколько раз.) Что ты чувствуешь?» Во время таких действий надо дать ребенку образцы описания того, что он воспринимает. Например, «Пол гладкий и холодный. Он кафельный (в ванной)»; «Пол не совсем ровный. Проведи ступней по полу. Он теплее, чем в ванной. Пол деревянный (в комнате)».

Указания к игре: 

  • Надо помочь ребенку почувствовать ступнями швы между планками паркета, границу между паркетным полом и ковром и т. п.

Если комнат в квартире много и в них разное покрытие можно предложить ответить на вопрос: «Скажи, какая это комната?».

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Тема: Развитие осязательного восприятия в процессе исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром у дошкольников.

Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе предметно – практической и манипулятивной деятельности на основе...

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Развитие осязательного восприятия

Статья о развитии осязательного восприятия у детей, методы обучения, примеры использования в работе логопеда....

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...

Примерные игры на развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Педагог до проведения игры, объясняет правила новой игры или напоминает знакомую детям игру на наглядной основе, используя прием драматизации....