Примерные игры на развитие осязательного восприятия
консультация (младшая группа)

Материал представляет собой готовую консультацию для родителей, где представлен ряд игр, способствующих  развитию осязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osyazanie.docx488.29 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные игры на развитие

осязательного восприятия

  • Найди в комнате такой же на ощупь

предмет, как на образце

Цель: Развивать предметность осязательного восприятия.

Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно готовит тактильные карточки размером 5х15 см, которые по своим качествам соотносятся с предметами мебели в комнате. Например, карточка с обивкой мягкой мебели, карточка деревянная гладкая как стол и т.д.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку двумя руками осмотреть карточку, назвать качество поверхности (гладкая, шершавая, жесткая, мягкая, колючая, бугристая). Затем найти такой же на ощупь предмет в комнате.

Указания к игре:

  • Начинать обследование надо не более чем с 2-3-х тактильных карточек, постепенно добавляя новые.
  • При обследовании предметов мебели, игрушек не надо торопиться, добавляя новые к уже обследованным.
  • Надо обязательно проговаривать качественные характеристики предметов и их пространственное взаиморасположение относительно друг друга (мягкий диван стоит около стены, справа от двери; около деревянного стола у окна стоит мягкий стул).
  • Угадай ладошку

Цель: Развивать умение различать право - лево, развивать осязательные движения.

Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно вместе с ребенком замешивает тесто, раскатывает его и делает на нем отпечатки правой и левой рук ребенка (по 4 отпечатка). Тесто должно застыть.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Дается следующая установка: «Перед тобой отпечатки правой и левой ладошек, но они перепутаны. Твоя задача определить, какая ладошка правая, какая левая и разложить их в нужную сторону». 

Указания к игре:

  • Можно сделать слепки рук родителей.
  • Можно сделать слепки ног ребенка и родителей и предложить найти пару.

  • Ножками по дорожке

Цель: Развивать умение осязательно ступнями различать дорожки с разным покрытием.

Подготовка к игре: родитель может предварительно на приусадебном участке (например, на даче), около дома приготовить сенсорную дорожку. Для этого надо разметить дорожку, шириной около 1 м. Длина дорожки будет зависеть от того на сколько частей она будет разделена. Длина части от 0,5 м до 1 м отдельные части дорожки можно заполнить грунтом, гравием (мелким и крупным), песком, асфальтной крошкой, выложить дерном, плиткой и др. Если нет возможности сделать такую дорожку, можно присмотреть места в населенном пункте на улице, где можно провести эту игру.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Со словами: «Маленькие ножки идут по дорожке…. Топ-топ. Стук-стук (с тростью). По какой дорожке идут ножки? (по грунту, по песку, по гравию…). Найди, где закончилась дорожка из песка, и начался асфальт?»

Указания к игре:

  • Если ребенок приседает и осматривает рукой покрытие дорожки, на начальных этапах обучения можно разрешать это делать.
  • Эту игру можно проводить с тростью, определять изменение покрытия дорожки легким постукивание по нему.
  • Если игра проводится на даче, можно проводить ее как в обуви, так и босиком.
  • Продвигаясь по дорожке надо находить границу между ней и краем газона.

  • Догадайся, где стоишь?

Цель: Развивать умение различать покрытие пола в разных помещениях квартиры.

Подготовка к игре: родитель предварительно готовит тактильные карточки с разным покрытием пола. Например, в комнате паркет, на кухне линолеум, а в ванной кафель и т. д.

Содержание игры: Родитель предлагает ребенку тактильные карточки с покрытием пола в квартире. «Возьми одну карточку и вспомни, где такой пол в нашей квартире?  Пройди босиком и найди его. Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Родитель должен осторожно прижать рукой стопу ребенка к полу, не нажимая очень сильно, провести ступней по полу в разных направлениях несколько раз.) Что ты чувствуешь?» Во время таких действий надо дать ребенку образцы описания того, что он воспринимает. Например, «Пол гладкий и холодный. Он кафельный (в ванной)»; «Пол не совсем ровный. Проведи ступней по полу. Он теплее, чем в ванной. Пол деревянный (в комнате)».

Указания к игре: 

  • Надо помочь ребенку почувствовать ступнями швы между планками паркета, границу между паркетным полом и ковром и т. п.

Если комнат в квартире много и в них разное покрытие можно предложить ответить на вопрос: «Скажи, какая это комната?».

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Тема: Развитие осязательного восприятия в процессе исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром у дошкольников.

Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе предметно – практической и манипулятивной деятельности на основе...

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Развитие осязательного восприятия

Статья о развитии осязательного восприятия у детей, методы обучения, примеры использования в работе логопеда....

Примерные игры на развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Педагог до проведения игры, объясняет правила новой игры или напоминает знакомую детям игру на наглядной основе, используя прием драматизации....

Примерные игры на развитие слухового восприятия

Материал содержит в себе примерные игры на развитие слухового восприятия у дошкольников с патологией зрения, можно использовать в работе с нормотипичными детьми....