«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_pamyat_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Выделяют три типа памяти:
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д.;
- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
- - долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Кроме этого, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:
- память на слова (словесная или вербальная память);
- память на образы (образная);
- память на движения (двигательная);
- память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная),
- память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д.
Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же данной работы заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.)
Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Эти приемы - своего рода надстройка над природной памятью - культурная память. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?
Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном, т.е. с помощью средств). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.
Вспомним еще раз о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным,
Особенности развития памяти детей от 3 до 7 лет
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Младший школьник учится читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т. д.
Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.
Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д.). А также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь».
«Рассказы о детях» В. Вересаева содержат много подобных примеров. Приведем один из них. Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». «Причем листья и косточки?» - спрашивает писатель. А затем сам дает ответ: «Вор - воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далеких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь.
К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.
Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. Можно с уверенность сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребенку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза. По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"
Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые я использую в своей профессиональной деятельности....
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе речевых тренингов
Цель: развивать память...
Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...
Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста
В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...
Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....