Консультация для родителей Играем дома с детьми с расстройством аутического спектра
консультация (старшая группа)

Анна Иноземцева

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям – но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами в ДОУ, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации (РАС), мамы и папы могут развивать через игру дома. Эти игры мы и хотим рекомендовать родителям. Они разработаны Тарой Делани – американским специалистом по работе с особыми детьми. Знакомясь и опробируя игры, надо помнить, что они разработаны для того, чтобы достичь сразу трех целей:

1. – Активизировать и развивать сенсорные системы;

2. – Показать подходы к обучению;

3. – Внедрить речь во все аспекты жизни вашего ребенка.

Множество детей с неврологическими проблемами (РАС), не могут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._igraem_doma_s_detmi_ras.docx457.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям – но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами в ДОУ, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации (РАС), мамы и папы могут развивать через игру дома. Эти игры мы и хотим рекомендовать родителям. Они разработаны Тарой Делани – американским специалистом по работе с особыми детьми. Знакомясь и опробируя игры, надо помнить, что они разработаны для того, чтобы достичь сразу трех целей:

1. – Активизировать и развивать сенсорные системы;

2. – Показать подходы к обучению;

3. – Внедрить речь во все аспекты жизни вашего ребенка.

Множество детей с неврологическими проблемами (РАС), не могут

воспринимать поступающую извне информацию так, чтоб с энтузиазмом исследовать себя и окружающий мир. Поэтому, нам – педагогам, родителям нужно таким образом выстроить для детей контакты с физическим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который пополнит копилку навыков и обеспечит их будущий успех.

Дети с неврологическими проблемами зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития. Выбирая максимально эффективное развивающее занятие – игру для своего ребенка, вы должны помнить, что уровень его умений может отличаться от «паспортного» возраста. Усвойте также очень важную вещь – терпение здесь не просто добродетель – это необходимость. Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него – главная задача игр и занятий.

«ВЕСЕЛЫЕ ПУЗЫРИ»

C:\Users\nuta2\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\441cd053-4023-5153-b714-8de049dc164c.jpeg

Играем дома или на улице.

Оборудование: бутылочка мыльных пузырей.

Как играть:

• По очереди выдувайте пузыри: пока один выдувает, другой лопает. Ловите пузыри палочкой для выдувания и лопайте их на разных частях тела.

• Вариация: поймайте пузырь на палочку для выдувания и удерживайте на расстоянии от ребенка, чтобы он попытался сдуть пузырь с палочки.

• Если вашему ребенку сложно научиться дуть, пусть надувает перед зеркалом – так он сможет видеть, как двигать ртом, чтобы пузыри надувались.

ЦЕЛЬ:

 Зрительные навыки. В процессе занятия ребенок следит взглядом за пузырями, а значит, при выполнении упражнения разрабатывается плавное отслеживание взглядом предметов и происходят быстрые скачкообразные движения глаз, что помогает развитию глазодвигательных мышц.

 Зрительно-перцептивное развитие. Чтобы находить пузыри в пространстве и удерживать на них взгляд, отслеживая их движение, ваш ребенок должен отличать информацию переднего плана (пузыри) от различной информации заднего плана.

 Зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука». Ваш ребенок должен сначала отследить пузырь взглядом, а затем совершить движение рукой, поймав его на палочку или проткнув в воздухе.

 Очередность. Для развития навыков общения используйте в игре простые слова и речевые формулы «моя очередь», «твоя очередь», заодно проработаете притяжательные местоимения.

 Осознание своего тела. Вы просите ребенка лопнуть пузырь на колене, на носу, локте, голове, проговаривая эти части тела.

 Речевое развитие. Поработайте над описаниями предметов и их количеством: «большой пузырь», «маленькие пузыри».

 Тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. Образование губами формы буквы «О» при выдувании пузырей требует контроля мышц рта. Контролируемое, продолжительное выдувание улучшает технику дыхания, что важно для развития речевого канала.

 Планирование движений (праксис). Преследование и лопанье пузырей требует планирования движений.

 Социальные навыки. Эта игра включает в себя социальное взаимодействие и разделенное на двоих удовольствие от лопанья пузырей по очереди.

Зачем играть:

Сложности, возникающие у многих детей при освоении таких учебных навыков, как чтение и письмо, кроются в проблемах со зрительными и зрительно-моторными навыками. Детям сложно отслеживать движущийся объект обоими глазами, а также отвечать на входящую зрительную информацию соответствующими движениями. Подобные визуальные проблемы могут выражаться в том, что детям сложно ловить мяч или копировать в тетрадь написанное на доске.

СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА

Играете дома или на улице

Оборудование

Песок в большом пластмассовом контейнере или песочница на улице. (Вариант: рис, фасоль или макаронные изделия – к примеру, рожки).

Предметы, которые ваш ребенок очень любит: машинки, пластмассовые фигурки любимых героев т.д. (Ключевой момент этой игры – ребенок должен быть очень заинтересован в том, чтобы искать эти предметы).

КАК ИГРАТЬ:

 Спрячьте предметы в песок и отправьтесь на раскопки спрятанных «сокровищ».

 Скажите (если надо – покажите на пальцах), сколько предметов спрятано в песке.

 Покажите ребенку, что он должен погрузить руки глубоко в песок в поисках нужных предметов, а не отгребать песок в сторону.

 Говорите о каждом предмете, который находит ребенок.

 Пусть он положит каждый найденный предмет в контейнер, чтобы посчитать находки.

ЦЕЛЬ:

 Тактильное развитие. Взаимодействие с различными материалами помогает вашему ребенку отслеживать тактильную информацию, что является основой для установления различий.

 Тактильное воздействие. Поиск предметов в песке обеспечивает интенсивное тактильное воздействие на кожу – ребенок должен использовать свое осознание, чтобы отличить песок (или другое вещество) от предметов, которые он ищет.

 Снижение тактильной гиперчувствительности. Поиски предметов в тактильно насыщенных материалах помогает снизить тактильную гиперчувствительность ребенка, подготавливая его к бытовым и учебным действиям, таким как застегивание пуговиц и письмо.

 Первоначальные учебные навыки. Это занятие побуждает ребенка искать определенное количество предметов, которое вы можете постоянно варьировать, таким образом поощряя запоминание им счета.

Обратите внимание!

Это занятие – прорыв, в том смысле, что дети могут совершить серьезное преодоление своих тактильных проблем, погружая руки целиком в песок, рис и т.д.

ЗАЧЕМ ИГРАТЬ:

Использование желанных для ребенка предметов, таких как персонажи любимого мультфильма, шоу или книги, либо маленькие пластмассовые животные, к которым ваш ребенок сильно привязан, – ключ к тому, что он захочет взаимодействовать с тактильно насыщенными материалами, такими как песок, рис, фасоль и т.д. Работа с различными материалами повышает терпимость к тактильному воздействию, что приводит к тактильному отслеживанию, равно как и к снижению тактильной гиперчувствительности – в зависимости от нужд нервной системы вашего ребенка.

ТРИКОТАЖНЫЕ КАЧЕЛИ

Можно играть дома и на улице

Оборудование:

Купите в магазине отрез трикотажного полотна примерно метр шириной и три метра длиной. Сшейте концы ткани по ширине так, чтобы получилось большое трикотажное кольцо. Лучше всего подойдет трикотажное полотно с большим содержанием лайкры – оно дорогое, но очень прочное.

Как играть:

 Если ребенок совсем маленький, его может качать один взрослый, держа сложенное вдвое трикотажное полотно за концы, чтобы создать эффект гамака.

 Для детей постарше понадобятся двое взрослых. Ухватитесь за концы сложенного вдвое трикотажного полотна, чтобы создать гамак.

 Убедитесь, что ребенок хорошо держится в гамаке, и нежно покачайте взад-вперед. Если ребенок получает удовольствие от движения, можете добавить элемент вращения (но не больше пары раз, чтобы у вас не закружилась голова: вы должны прочно стоять на ногах, когда качаете ребенка).

 Если ребенок боится качелей, положите полотно на пол – пусть он на него сядет. Затем вместе с другим взрослым слегка приподнимите концы ткани, чтобы ребенок чуть-чуть оторвался от земли. Многие дети привыкали к таким движениям и даже получали от них удовольствие, если те предлагались в сочетании с проприоцептивным воздействием эластичной трикотажной ткани.

ЦЕЛЬ:

 Вестибулярное воздействие. Оборудование вроде качелей, обеспечивающее движение в воздухе, оказывает сильнейшее воздействие на вестибулярную систему.

 Проприоцептивное воздействие. Эластичное полотно создает эффект глубокого давления на тело ребенка, что в свою очередь, оказывает успокаивающий эффект на нервную систему.

 Успокаивающий эффект. Другой успокаивающий эффект создается за счет ритмичных движений качелей взад-вперед – это упражнение может использоваться как ежедневная процедура для детей, постоянно чувствующих себя перевозбужденными.

 Возбуждающее действие. Вращательные движения – вращение ребенка или движение по кругу – оказывает возбуждающий эффект на нервную систему.

ЗАЧЕМ ИГРАТЬ:

Вестибулярное воздействие – самое мощное из всех воздействий на нервную систему вашего ребенка. Однако именно поэтому оно может вызвать у ребенка страх. Эластичное трикотажное полотно оказывает проприоцептивное воздействие, которое обладает успокаивающим эффектом. Сочетание вестибулярного и проприоцептивного воздействия позволяет ребенку чувствовать себя в большей безопасности во время раскачивания.

КТО ДАЛЬШЕ ДУНЕТ

C:\Users\nuta2\Downloads\27537e38dd30dad9a05764b86294a443.jpeg

Можно играть дома и на улице.

Оборудование: любой стол, ватные шарики, шарики для настольного тенниса, подойдут даже рисовые зернышки, трубочки разной длины и диаметра.

Как играть:

 Превратите стол в гоночную трассу.

 Выставите в ряд ватные шарики (или другие предметы) – это будут участники гонки – и покажите ребенку, как ими управлять. Сдувая через стол.

 Пробуйте дуть в трубочки разной длины и диаметра.

ЦЕЛЬ:

 Зрительно-моторный контроль. Чтобы знать, где находится ватный шарик, вашему ребенку нужно свести глаза в точку на близком расстоянии.

 Тренировка дыхания. Это занятие требует усиленного дыхания, чтобы сдуть шарик через стол.

 Контроль и тренировка артикуляции. Вашему ребенку нужно вытянуть губы и обхватить ими трубочку, чтобы дуть через нее.

ЛЕПИМ И РЕЖЕМ

C:\Users\nuta2\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\b48a5b9c-1856-530b-bcfc-19c06fc92553.jpeg

Играем дома или на улице

Оборудование: пластилин или тесто, детские ножницы (со скругленными концами)

Как играть

 Пусть ребенок обеими руками скатает из пластилина «колбаску».

 Затем, удерживая одной рукой «колбаску», нарежет ее другой рукой на кусочки.

 Пусть ребенок сделает из пластилина плоский круг – «пиццу», Далее вы (взрослый) с помощью карандаша или стеки наметьте линии, чтобы пиццу можно было нарезать кусками.

 Пусть ребенок нарежет пиццу кусками по линии, которые вы наметили.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если у ребенка возникнут сложности с нарезанием «колбаски» на весу, можно положить ее на плоскую поверхность, просунуть под «колбаску» ножницы и нарезать таким образом.

ЦЕЛЬ

 Билатеральная (двусторонняя) координация. Это занятие требует удерживания пластилина в равновесии, поэтому для нарезания требуется участие обеих рук.

 Действие одной рукой. Это занятие учит держать рукой ножницы и манипулировать ими.

 Проприоцептивное воздействие. При нарезании пластилина приходиться преодолевать сопротивление материала, что тренирует мышцы рук.

ЗАЧЕМ ИГРАТЬ

Обучение навыкам вырезания веселым способом и в трехмерном пространстве подготавливает ребенка к вырезанию по контуру в учебной ситуации.

МЫЛЬНЫЕ НАХОДКИ

Играем дома

Оборудование: ванная комната с ванной, пена для ванны, маленькие резиновые игрушки для купания.

Как играть

 Наполните ванну водой с пеной.

 Спрячьте игрушки в пене и попросите ребенка найти их.

 Как только ребенок находит игрушку, он должен сказать, что это, а также какой формы и цвета.

ЦЕЛЬ

 Общение и речевое развитие. Используя ритуал мытья в ванне (большинство детей любят мыться в ванне с пеной), вы можете превратить его в сеанс речевой терапии. Вы можете развивать речь ребенка, прося его назвать игрушку, издать соответствующий звук («Как говорит уточка?» – «Кря-кря») и т.д.

 Узнавание формы и цвета. Когда ребенок узнает форму и цвет игрушки и называет ее, он развивает описательные речевые навыки.

 Сенсорное воздействие. Игра с водой – хороший способ задействовать различные компоненты осязания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для общения с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС)

Такие дети часто мыслят образами, думают  образами, они не облекают мысль в слова. Их  мысли – это кадры фильма, который прокручивается в  воображении. Образы - их первый язык, слова – ...

Совместные игры с детьми с расстройством аутистического спектра. Игры для развития кинестетического восприятия.

Рекомендация для родителей по совместной игре с детьми. Такие игры полезны для всех детей, но особенно для детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями....

Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

Работа С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ и детьми с расстройством аутического спектра

ГОДОВОЙ ПРОЕКТ "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения" Совместное музыкальное занятие "Ребенок-педагог-родитель", в ...