Консультация для родителей Играем дома с детьми с расстройством аутического спектра
консультация (старшая группа)
Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям – но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.
Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами в ДОУ, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации (РАС), мамы и папы могут развивать через игру дома. Эти игры мы и хотим рекомендовать родителям. Они разработаны Тарой Делани – американским специалистом по работе с особыми детьми. Знакомясь и опробируя игры, надо помнить, что они разработаны для того, чтобы достичь сразу трех целей:
1. – Активизировать и развивать сенсорные системы;
2. – Показать подходы к обучению;
3. – Внедрить речь во все аспекты жизни вашего ребенка.
Множество детей с неврологическими проблемами (РАС), не могут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._igraem_doma_s_detmi_ras.docx | 457.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям – но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.
Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами в ДОУ, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации (РАС), мамы и папы могут развивать через игру дома. Эти игры мы и хотим рекомендовать родителям. Они разработаны Тарой Делани – американским специалистом по работе с особыми детьми. Знакомясь и опробируя игры, надо помнить, что они разработаны для того, чтобы достичь сразу трех целей:
1. – Активизировать и развивать сенсорные системы;
2. – Показать подходы к обучению;
3. – Внедрить речь во все аспекты жизни вашего ребенка.
Множество детей с неврологическими проблемами (РАС), не могут
воспринимать поступающую извне информацию так, чтоб с энтузиазмом исследовать себя и окружающий мир. Поэтому, нам – педагогам, родителям нужно таким образом выстроить для детей контакты с физическим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который пополнит копилку навыков и обеспечит их будущий успех.
Дети с неврологическими проблемами зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития. Выбирая максимально эффективное развивающее занятие – игру для своего ребенка, вы должны помнить, что уровень его умений может отличаться от «паспортного» возраста. Усвойте также очень важную вещь – терпение здесь не просто добродетель – это необходимость. Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него – главная задача игр и занятий.
«ВЕСЕЛЫЕ ПУЗЫРИ»
Играем дома или на улице.
Оборудование: бутылочка мыльных пузырей.
Как играть:
• По очереди выдувайте пузыри: пока один выдувает, другой лопает. Ловите пузыри палочкой для выдувания и лопайте их на разных частях тела.
• Вариация: поймайте пузырь на палочку для выдувания и удерживайте на расстоянии от ребенка, чтобы он попытался сдуть пузырь с палочки.
• Если вашему ребенку сложно научиться дуть, пусть надувает перед зеркалом – так он сможет видеть, как двигать ртом, чтобы пузыри надувались.
ЦЕЛЬ:
Зрительные навыки. В процессе занятия ребенок следит взглядом за пузырями, а значит, при выполнении упражнения разрабатывается плавное отслеживание взглядом предметов и происходят быстрые скачкообразные движения глаз, что помогает развитию глазодвигательных мышц.
Зрительно-перцептивное развитие. Чтобы находить пузыри в пространстве и удерживать на них взгляд, отслеживая их движение, ваш ребенок должен отличать информацию переднего плана (пузыри) от различной информации заднего плана.
Зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука». Ваш ребенок должен сначала отследить пузырь взглядом, а затем совершить движение рукой, поймав его на палочку или проткнув в воздухе.
Очередность. Для развития навыков общения используйте в игре простые слова и речевые формулы «моя очередь», «твоя очередь», заодно проработаете притяжательные местоимения.
Осознание своего тела. Вы просите ребенка лопнуть пузырь на колене, на носу, локте, голове, проговаривая эти части тела.
Речевое развитие. Поработайте над описаниями предметов и их количеством: «большой пузырь», «маленькие пузыри».
Тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. Образование губами формы буквы «О» при выдувании пузырей требует контроля мышц рта. Контролируемое, продолжительное выдувание улучшает технику дыхания, что важно для развития речевого канала.
Планирование движений (праксис). Преследование и лопанье пузырей требует планирования движений.
Социальные навыки. Эта игра включает в себя социальное взаимодействие и разделенное на двоих удовольствие от лопанья пузырей по очереди.
Зачем играть:
Сложности, возникающие у многих детей при освоении таких учебных навыков, как чтение и письмо, кроются в проблемах со зрительными и зрительно-моторными навыками. Детям сложно отслеживать движущийся объект обоими глазами, а также отвечать на входящую зрительную информацию соответствующими движениями. Подобные визуальные проблемы могут выражаться в том, что детям сложно ловить мяч или копировать в тетрадь написанное на доске.
СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА
Играете дома или на улице
Оборудование
Песок в большом пластмассовом контейнере или песочница на улице. (Вариант: рис, фасоль или макаронные изделия – к примеру, рожки).
Предметы, которые ваш ребенок очень любит: машинки, пластмассовые фигурки любимых героев т.д. (Ключевой момент этой игры – ребенок должен быть очень заинтересован в том, чтобы искать эти предметы).
КАК ИГРАТЬ:
Спрячьте предметы в песок и отправьтесь на раскопки спрятанных «сокровищ».
Скажите (если надо – покажите на пальцах), сколько предметов спрятано в песке.
Покажите ребенку, что он должен погрузить руки глубоко в песок в поисках нужных предметов, а не отгребать песок в сторону.
Говорите о каждом предмете, который находит ребенок.
Пусть он положит каждый найденный предмет в контейнер, чтобы посчитать находки.
ЦЕЛЬ:
Тактильное развитие. Взаимодействие с различными материалами помогает вашему ребенку отслеживать тактильную информацию, что является основой для установления различий.
Тактильное воздействие. Поиск предметов в песке обеспечивает интенсивное тактильное воздействие на кожу – ребенок должен использовать свое осознание, чтобы отличить песок (или другое вещество) от предметов, которые он ищет.
Снижение тактильной гиперчувствительности. Поиски предметов в тактильно насыщенных материалах помогает снизить тактильную гиперчувствительность ребенка, подготавливая его к бытовым и учебным действиям, таким как застегивание пуговиц и письмо.
Первоначальные учебные навыки. Это занятие побуждает ребенка искать определенное количество предметов, которое вы можете постоянно варьировать, таким образом поощряя запоминание им счета.
Обратите внимание!
Это занятие – прорыв, в том смысле, что дети могут совершить серьезное преодоление своих тактильных проблем, погружая руки целиком в песок, рис и т.д.
ЗАЧЕМ ИГРАТЬ:
Использование желанных для ребенка предметов, таких как персонажи любимого мультфильма, шоу или книги, либо маленькие пластмассовые животные, к которым ваш ребенок сильно привязан, – ключ к тому, что он захочет взаимодействовать с тактильно насыщенными материалами, такими как песок, рис, фасоль и т.д. Работа с различными материалами повышает терпимость к тактильному воздействию, что приводит к тактильному отслеживанию, равно как и к снижению тактильной гиперчувствительности – в зависимости от нужд нервной системы вашего ребенка.
ТРИКОТАЖНЫЕ КАЧЕЛИ
Можно играть дома и на улице
Оборудование:
Купите в магазине отрез трикотажного полотна примерно метр шириной и три метра длиной. Сшейте концы ткани по ширине так, чтобы получилось большое трикотажное кольцо. Лучше всего подойдет трикотажное полотно с большим содержанием лайкры – оно дорогое, но очень прочное.
Как играть:
Если ребенок совсем маленький, его может качать один взрослый, держа сложенное вдвое трикотажное полотно за концы, чтобы создать эффект гамака.
Для детей постарше понадобятся двое взрослых. Ухватитесь за концы сложенного вдвое трикотажного полотна, чтобы создать гамак.
Убедитесь, что ребенок хорошо держится в гамаке, и нежно покачайте взад-вперед. Если ребенок получает удовольствие от движения, можете добавить элемент вращения (но не больше пары раз, чтобы у вас не закружилась голова: вы должны прочно стоять на ногах, когда качаете ребенка).
Если ребенок боится качелей, положите полотно на пол – пусть он на него сядет. Затем вместе с другим взрослым слегка приподнимите концы ткани, чтобы ребенок чуть-чуть оторвался от земли. Многие дети привыкали к таким движениям и даже получали от них удовольствие, если те предлагались в сочетании с проприоцептивным воздействием эластичной трикотажной ткани.
ЦЕЛЬ:
Вестибулярное воздействие. Оборудование вроде качелей, обеспечивающее движение в воздухе, оказывает сильнейшее воздействие на вестибулярную систему.
Проприоцептивное воздействие. Эластичное полотно создает эффект глубокого давления на тело ребенка, что в свою очередь, оказывает успокаивающий эффект на нервную систему.
Успокаивающий эффект. Другой успокаивающий эффект создается за счет ритмичных движений качелей взад-вперед – это упражнение может использоваться как ежедневная процедура для детей, постоянно чувствующих себя перевозбужденными.
Возбуждающее действие. Вращательные движения – вращение ребенка или движение по кругу – оказывает возбуждающий эффект на нервную систему.
ЗАЧЕМ ИГРАТЬ:
Вестибулярное воздействие – самое мощное из всех воздействий на нервную систему вашего ребенка. Однако именно поэтому оно может вызвать у ребенка страх. Эластичное трикотажное полотно оказывает проприоцептивное воздействие, которое обладает успокаивающим эффектом. Сочетание вестибулярного и проприоцептивного воздействия позволяет ребенку чувствовать себя в большей безопасности во время раскачивания.
КТО ДАЛЬШЕ ДУНЕТ
Можно играть дома и на улице.
Оборудование: любой стол, ватные шарики, шарики для настольного тенниса, подойдут даже рисовые зернышки, трубочки разной длины и диаметра.
Как играть:
Превратите стол в гоночную трассу.
Выставите в ряд ватные шарики (или другие предметы) – это будут участники гонки – и покажите ребенку, как ими управлять. Сдувая через стол.
Пробуйте дуть в трубочки разной длины и диаметра.
ЦЕЛЬ:
Зрительно-моторный контроль. Чтобы знать, где находится ватный шарик, вашему ребенку нужно свести глаза в точку на близком расстоянии.
Тренировка дыхания. Это занятие требует усиленного дыхания, чтобы сдуть шарик через стол.
Контроль и тренировка артикуляции. Вашему ребенку нужно вытянуть губы и обхватить ими трубочку, чтобы дуть через нее.
ЛЕПИМ И РЕЖЕМ
Играем дома или на улице
Оборудование: пластилин или тесто, детские ножницы (со скругленными концами)
Как играть
Пусть ребенок обеими руками скатает из пластилина «колбаску».
Затем, удерживая одной рукой «колбаску», нарежет ее другой рукой на кусочки.
Пусть ребенок сделает из пластилина плоский круг – «пиццу», Далее вы (взрослый) с помощью карандаша или стеки наметьте линии, чтобы пиццу можно было нарезать кусками.
Пусть ребенок нарежет пиццу кусками по линии, которые вы наметили.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если у ребенка возникнут сложности с нарезанием «колбаски» на весу, можно положить ее на плоскую поверхность, просунуть под «колбаску» ножницы и нарезать таким образом.
ЦЕЛЬ
Билатеральная (двусторонняя) координация. Это занятие требует удерживания пластилина в равновесии, поэтому для нарезания требуется участие обеих рук.
Действие одной рукой. Это занятие учит держать рукой ножницы и манипулировать ими.
Проприоцептивное воздействие. При нарезании пластилина приходиться преодолевать сопротивление материала, что тренирует мышцы рук.
ЗАЧЕМ ИГРАТЬ
Обучение навыкам вырезания веселым способом и в трехмерном пространстве подготавливает ребенка к вырезанию по контуру в учебной ситуации.
МЫЛЬНЫЕ НАХОДКИ
Играем дома
Оборудование: ванная комната с ванной, пена для ванны, маленькие резиновые игрушки для купания.
Как играть
Наполните ванну водой с пеной.
Спрячьте игрушки в пене и попросите ребенка найти их.
Как только ребенок находит игрушку, он должен сказать, что это, а также какой формы и цвета.
ЦЕЛЬ
Общение и речевое развитие. Используя ритуал мытья в ванне (большинство детей любят мыться в ванне с пеной), вы можете превратить его в сеанс речевой терапии. Вы можете развивать речь ребенка, прося его назвать игрушку, издать соответствующий звук («Как говорит уточка?» – «Кря-кря») и т.д.
Узнавание формы и цвета. Когда ребенок узнает форму и цвет игрушки и называет ее, он развивает описательные речевые навыки.
Сенсорное воздействие. Игра с водой – хороший способ задействовать различные компоненты осязания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для общения с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС)
Такие дети часто мыслят образами, думают образами, они не облекают мысль в слова. Их мысли – это кадры фильма, который прокручивается в воображении. Образы - их первый язык, слова – ...
Совместные игры с детьми с расстройством аутистического спектра. Игры для развития кинестетического восприятия.
Рекомендация для родителей по совместной игре с детьми. Такие игры полезны для всех детей, но особенно для детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями....
Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
Работа С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ и детьми с расстройством аутического спектра
ГОДОВОЙ ПРОЕКТ "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения" Совместное музыкальное занятие "Ребенок-педагог-родитель", в ...