Организация занятий с аутичным ребенком в домашних условиях
картотека
В помощь родителям и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zanyatiy_s_autichnym_rebenkom_v_domashnih_usloviyah.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятий с аутичным ребенком в домашних условиях
• Игры с водой и красками
- «Переливание» - предложите ребенку открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, а затем разлить ее по стаканчикам, мисочкам различных размеров.
- «Озеро» - наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки. Расскажите ребенку небольшую историю, сопровождая ее наглядным показом действий персонажей.
- «Купание кукол», «Мытье посуды» - в том случае, если ребенок заинтересовался игрой, можно совместно выполнять игровые действия, развернутые по сюжету.
- «Цветная вода» - прозрачные пластиковые стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них разводятся краски различных цветов. Можно смешивать воду и получать новые цветовые сочетания.
- Кляксография - набирая подкрашенную воду с помощью пипетки и капая ей на сухой или мокрый лист, вы не только создаете неожиданный зрительный эффект, но и развиваете у ребенка воображение (угадывать, на что похоже), мелкую моторику.
- Эффективными приемами являются рисование пальцами, ладонью, листьями, цветной мыльной пеной, ватными палочками и т.д.
• Игры с крупами
- «Прячем ручки» - крупа (манная, гречневая и т. д.) высыпается в глубокую миску. Опустите в нее руки, пошевелите пальцами и предложите ребенку сделать так же: «Давай спрячем наши ручки. Вот и нет ручек! А сейчас мы их найдем (раскопать пальчики по одному). Вот один пальчик, вот второй и т.д.».
- «Найди игрушки» - спрячьте в крупе мелкие игрушки, а ребенок пусть найдет их.
- «Пересыпаем крупу» - крупа пересыпается в разные емкости (бутылки, банки) с помощью ложки, совка и т.д.
При игре с водой и сыпучими материалами важно уделять внимание развитию у ребенка аккуратности. В конце занятия предложите ему убрать рассыпавшуюся крупу при помощи совочка и щетки, а пролитую воду вытереть губкой.
• Игры с мыльными пузырями, светом и тенью, пластичными материалами, звуками
- Надувать мыльные пузыри, а затем лопать их разными способами (дотронувшись пальцем, ладонью, носом и т.д.).
- Пускать плавающие свечки в большой таз и наблюдать за них перемещением.
- Задувать горящую свечу, рисовать в воздухе дымом потушенной свечки.
- Ловить зеркалом «солнечного зайчика», следить за его перемещением.
- Играть в «Театр теней».
- Проводить эксперименты с замораживанием и размораживанием воды.
- Мять и отщипывать, размазывать пластилин (тесто), катать из него шарики, раскатывать колбаски.
- Угадывать звучание музыкальных инструментов, бытовые шумы (звонок телефона, скрип двери, шуршание бумаги) и т.д.
• Игры на развитие мелкой моторики
- составление контуров предметов из палочек;
- составление цепочки из канцелярских скрепок с соблюдением определенной последовательности.
- вырезание из бумаги правой и левой рукой;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин и т.д.;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- задания с прищепками (прицепить по краю пластикового стаканчика и т.д.).
Развитие внимание и памяти
Дети с нарушениями часто испытывают затруднения с концентраций внимания, произвольным запоминанием. Однако, именно произвольное внимание и память позволяют ребенку ориентироваться в окружающем мире, повышать продуктивность деятельности.
Работа по развитию внимания и памяти должна проводиться педагогами и родителями регулярно, основываться на интересах ребенка, учитывать периоды работоспособности и утомляемости.
Предлагаемые игры вызывают интерес у большинства детей, просты в проведении, требуют минимальное количество оборудования. Помощь взрослого заключается к словесном сопровождении происходящего – это позволяет ребенку сконцентрироваться на значимых объектах и взаимодействовать с ними, не отвлекаясь.
«Зеркало»
Ход игры:
Взрослый делает разные движения и предлагает ребенку повторить за ним.
«Солнечный зайчик»
Вам понадобится: несколько игрушек.
Ход игры:
Взрослый говорит ребенку: «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди его!» (включает фонарик и светит им на стенку.) Ребенок следит взглядом за движением «Солнечного зайчика» и показывает, где он остановился
«Найди такую же игрушку»
Вам понадобится: несколько хорошо знакомых ребенку игрушек и столько же картинок, похожих на них.
Ход игры:
Взрослый ставит перед ребенком 2 - 3 игрушки и называет их. Затем ребенку демонстрируются картинки, называются и соотносятся с игрушкой. Ребенку предлагается по картинке найти игрушку.
«Наперсток»
Вам понадобится: три цветных стакана, маленькая игрушка.
Ход игры:
Перед ребенком ставятся три цветных стакана. Под одним из них спрятана маленькая игрушка. После того, как стаканы перемешают, ребенок должен найти игрушку.
«А кто это спрятался?»
Вам понадобится: несколько игрушек.
Ход игры:
Перед ребенком в ряд ставится несколько хорошо знакомых игрушек. Взрослый вслух перечисляет их, а затем, попросив ребенка отвернуться или закрыв ему глаза, прячет одну игрушку. Ребенку необходимо отгадать, кто именно спрятался.
«Куда пропал мяч?»
Вам понадобится: игрушечная кошка, мяч, две корзинки.
Ход игры:
Ребенок садится за стол. По обеим сторонам стола на пол ставятся две корзинки. Взрослый достает мяч и кладет его на стол. Затем достает кошку – она прыгает по столу, смотри на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Нечаянно сталкивая мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит ребенка помочь.
Игра повторяется 2 - 3 раза. При этом следует поочередно сталкивать мяч то в одну, то в другую корзину.
«Срисовывание по клеточкам»
Вам понадобится: орнамент на листе в крупную клетку, чистый лист в клетку.
Ход игры:
Ребенку дается лист в клетку, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«Дорисуй»
Вам понадобится: изображения с отсутствующими деталями (дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.д.).
Ход игры:
Ребенку предлагается назвать и дорисовать отсутствующие детали в изображениях.
«Шкафчики»
Вам понадобится: шкафчики с выдвижными ящичками, мелкие игрушки.
Ход игры:
Взрослый ставит на стол шкафчик, рассматривает его вместе с ребенком. Затем прячет мелкую игрушку в один из ящиков. Ребенку предлагается найти игрушку, показать нужный ящичек.
В следующий раз, спрятав игрушку, взрослый закрывает шкафчик ширмой, через какое-то время снимает ширму и предлагает ребенку показать ящичек, в котором спрятана игрушка.
«Пуговицы»
Вам понадобится: 2 одинаковых набора пуговиц; 2 игровых поля (2 квадрата, разделенных на клетки).
Ход игры:
Перед ребенком и взрослым лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. Взрослый выставляет на своем поле 3 пуговицы, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого взрослый закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
«Чей голос»
Вам понадобится: фигурки и изображения животных; ширма.
Ход игры:
Каждая игрушка помещается рядом с картинкой с ее изображением. Взрослый прячется за ширму и воспроизводит звук животного. Ребенку предлагается показать на картинке животное, которое так разговаривает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация занятий по развитию речи в домашних условиях.
В настоящее время остро стоит проблема предупреждения речевых нарушений в семье, ведь, как известно, гораздо легче предотвратить появление какого-либо нарушения, чем устранить его. И кто как не ...
Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях
Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.Как Вы считаете, есть ли необходимость самостоятельной организации зан...
Консультация для родителей "Организация физического воспитания ребенка в домашних условиях"
Роль семьи в физическом воспитании ребенка...
Консультация для родителей «Организация занятий по развитию речи в домашних условиях»
Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь....
Организация самостоятельной музыкальной деятельности ребенка в домашних условиях
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью ребенка в домашних условиях...
Консультация для родителей: "Организация занятий по физическому развитию в домашних условиях для детей дошкольного возраста".
Этот материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. В статье представлены основные положения для организации физического развития детей в домашних условиях. Приведены примеры упражнен...
Семинар для родителей "Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях" + презентация
Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.Как В...