Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ.
консультация

Валентина Николаевна Сушина

Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:

1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;

2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;

3. Профессиональное развитие педагогических работников;

4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;

6. Создание условий для предоставления родителям возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда как комплекс условий,

обеспечивающих развитие детей в ДОУ.

 

Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:

1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;

2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;

3. Профессиональное развитие педагогических работников;

4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;

6. Создание условий для предоставления родителям возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;

Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Создание условий, позволяющих реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов ее освоения является целью образовательной среды в ДОУ.

И предусматривает совокупность   свойств в образовательном процессе :

  • Гибкость 
  • Непрерывность 
  • Вариативность 
  • Интегрированность 
  • Открытость  

Развивающая образовательная среда  состоит из следующих компонентов:

1. Взаимодействие участников педагогического процесса  

2. Развивающая предметно-пространственная среда  

3. Содержание дошкольного образования

 Все компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и реализуются педагогом в совокупности.  

1.  Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога и родителей,  направленное на   достижение   образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.

Взаимодействие участников зависит от профессиональной компетентности педагога, готовности  его к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

2. Развивающая предметно-пространственная среда –  это составная часть образовательной среды,  которая представлена материалами, мебелью, игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Главная задача детского сада – создать это образовательное пространство, которое обеспечивает :

  • Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
  • Возможность двигательной активности детей.
  • Возможность для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Поэтому как следствие, среда должна быть:

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной 

• Трансформируемой

• Доступной  

• Вариативной  

• Безопасной  

 Создание развивающей среды в детском саду начали с зонирования пространства. Групповое помещение  условно разделили на 3 зоны:

  1. Учебная
  2. Игровая
  3. Зона отдыха

В каждой зоне создали центры активности детей.

1.В учебной зоне в качестве развития выступают: 

 «Центр патриотического воспитания, который  оснащен государственной символикой,  портретом президента, лепбуком «Моя Родина Россия», папками «Я живу в России», «Герои Советского союза», историческими фотографиями и другим материалом.

В «Центре математики и финансовой грамотности» представлен дидактический материал,  логико-математическими игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, развивающая доска «Геоборд» со схемами,  игровое пособие «Состав числа», счетные палочки, счеты, кассовый аппарат, картотека дидактических игр,  лото, пазлы и другое оснащение.

В «Центре познания и коммуникации» для расширения кругозора детей и их знаний об окружающем мире имеется демонстрационный материал на разную тематику, дидактические игры   «Словарные слова»,  «Прочитай по первым звукам»,  «Кто чем питается?», игры на липучках, наборное полотно с разрезным алфавитом, алгоритмы составления рассказов, серии сюжетных картин, лэпбук по речевому развитию, «Султанчики» для развития речевого дыхания и другой материал.

В «Центре природы»  имеются комнатные растения, фигурки животных, игры на магнитах, дидактические игры, картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб, плакатные материалы о природе, картотека прогулок и наблюдений, «Календарь природы» с моделями –значками. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Есть леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

В «Центре экспериментирования» размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, шишки, желуди  и др. В уголке имеются картотеки опытов с водой, песком и  воздухом.

В «Центре безопасности» для развития у детей безопасной жизнедеятельности имеется макет перекрестка, наборы дорожных знаков, альбомы «Ядовитые растения», «Грибы», «Безопасность дома и на улице», настольно-печатные игры, лепбук «Пожарная безопасность» и другой материал.

2.В игровой зоне находится 

 «Игровой центр» для организации сюжетно-ролевых игр.  Игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика,  игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога, инструменты и многое другое.

    Имеются игры с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»).

В«Центре сенсорного развития и конструирования» представлены различные виды   конструкторов,  лего, предметы-заместители к ним для обыгрывания, игры с прищепками, игрушки-тренажеры, вкладыши, лото, домино, мозаика. Для развития мелкой моторики имеется развивающая доска «Бизиборд» с прикрученными крючками, замками, шнуровками. Для развития внимания и освоения цветов изготовлены игры «Учим цвета», «Собери гусеничку», «Транспорт».

В «Центре театрализации и музицирования»  для организации и театральной деятельности детей, размещены различные виды театров (пальчиковый, настольный, бибабо), имеются сказки на фланелеграфе, большое количество изготовленных масок к разным сказкам, ширма для показа представлений, разные детские музыкальные инструменты: гармошка,  саксафон, металлофон, бубен, погремушки, иллюстрации музыкальных инструментов.

В «Центре двигательной активности»  для организации игр средней и малой подвижности детей представлены мячи, скакалки, обручи,  гимнастические палки, кегли, гантели. Имеется нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, массажные дорожки, мягкие легкие модули, игра «Классики»,  игры, сделанные своими руками, кольцеброс,  иллюстрации с видами спорта, картотека подвижных игр.

3.В зоне отдыха   расположен 

 «Центр книги». Для формирования общей культуры имеются художественная литература для детей разных жанров русских и зарубежных писателей, альбом «Портреты русских писателей», альбомы для рассматривания, энциклопедии, настольно-печатные и дидактические игры «Угадай сказку», «Ассоциации», книжки-раскладушки, книжки-раскраски, аптечка для ремонта книг.

В«Центре творчества» в свободное время дети рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Для реализации продуктивной деятельности центр оснащен необходимым  материалом и оборудованием: красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками, трафаретами, альбомами для рисования,  цветной бумагой,  ножницами, клеем, пластилином, ватными палочками. В наличии имеются альбомы  с разными видами росписей, губки, сухие листья, зубные щетки, альбомы с алгоритмами рисования и лепки на разную тематику.

 Для снятия психоэмоционального напряжения в «Центре уединения» ребенок может побыть в одиночестве, снять беспокойство и возбуждение.

Вывод:

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает

потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, и вовлекает его в образовательный процесс, обеспечивая максимальный психологический комфорт.

3. Следующий компонент образовательной среды – содержание дошкольного образования - это совокупность знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта, которое обеспечивает разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации и развития общества в целом.

 Поэтому  требуется тщательная подготовка содержания программ дошкольного обучения. От содержания образования зависит развитие способностей детей дошкольного возраста,   развитие навыков самостоятельности и способности осознанно строить свою дальнейшую жизнедеятельность.

Вывод:  Таким образом, структурированная современная образовательная среда   является территорией комфорта, и комплексом условий, обеспечивающих развитие  детей в детском саду.

Спасибо за внимание.

 

 

 

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...