Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ.
консультация
Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:
1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;
3. Профессиональное развитие педагогических работников;
4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
6. Создание условий для предоставления родителям возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda_kak_kompleks_usloviy_obespechivayushchih_razvitie_deteny_v_dou.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда как комплекс условий,
обеспечивающих развитие детей в ДОУ.
Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:
1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;
3. Профессиональное развитие педагогических работников;
4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
6. Создание условий для предоставления родителям возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Создание условий, позволяющих реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов ее освоения является целью образовательной среды в ДОУ.
И предусматривает совокупность свойств в образовательном процессе :
- Гибкость
- Непрерывность
- Вариативность
- Интегрированность
- Открытость
Развивающая образовательная среда состоит из следующих компонентов:
1. Взаимодействие участников педагогического процесса
2. Развивающая предметно-пространственная среда
3. Содержание дошкольного образования
Все компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и реализуются педагогом в совокупности.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога и родителей, направленное на достижение образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.
Взаимодействие участников зависит от профессиональной компетентности педагога, готовности его к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды, которая представлена материалами, мебелью, игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Главная задача детского сада – создать это образовательное пространство, которое обеспечивает :
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Возможность двигательной активности детей.
- Возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Поэтому как следствие, среда должна быть:
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Вариативной
• Безопасной
Создание развивающей среды в детском саду начали с зонирования пространства. Групповое помещение условно разделили на 3 зоны:
- Учебная
- Игровая
- Зона отдыха
В каждой зоне создали центры активности детей.
1.В учебной зоне в качестве развития выступают:
«Центр патриотического воспитания, который оснащен государственной символикой, портретом президента, лепбуком «Моя Родина Россия», папками «Я живу в России», «Герои Советского союза», историческими фотографиями и другим материалом.
В «Центре математики и финансовой грамотности» представлен дидактический материал, логико-математическими игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, развивающая доска «Геоборд» со схемами, игровое пособие «Состав числа», счетные палочки, счеты, кассовый аппарат, картотека дидактических игр, лото, пазлы и другое оснащение.
В «Центре познания и коммуникации» для расширения кругозора детей и их знаний об окружающем мире имеется демонстрационный материал на разную тематику, дидактические игры «Словарные слова», «Прочитай по первым звукам», «Кто чем питается?», игры на липучках, наборное полотно с разрезным алфавитом, алгоритмы составления рассказов, серии сюжетных картин, лэпбук по речевому развитию, «Султанчики» для развития речевого дыхания и другой материал.
В «Центре природы» имеются комнатные растения, фигурки животных, игры на магнитах, дидактические игры, картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб, плакатные материалы о природе, картотека прогулок и наблюдений, «Календарь природы» с моделями –значками. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Есть леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
В «Центре экспериментирования» размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, шишки, желуди и др. В уголке имеются картотеки опытов с водой, песком и воздухом.
В «Центре безопасности» для развития у детей безопасной жизнедеятельности имеется макет перекрестка, наборы дорожных знаков, альбомы «Ядовитые растения», «Грибы», «Безопасность дома и на улице», настольно-печатные игры, лепбук «Пожарная безопасность» и другой материал.
2.В игровой зоне находится
«Игровой центр» для организации сюжетно-ролевых игр. Игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога, инструменты и многое другое.
Имеются игры с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»).
В«Центре сенсорного развития и конструирования» представлены различные виды конструкторов, лего, предметы-заместители к ним для обыгрывания, игры с прищепками, игрушки-тренажеры, вкладыши, лото, домино, мозаика. Для развития мелкой моторики имеется развивающая доска «Бизиборд» с прикрученными крючками, замками, шнуровками. Для развития внимания и освоения цветов изготовлены игры «Учим цвета», «Собери гусеничку», «Транспорт».
В «Центре театрализации и музицирования» для организации и театральной деятельности детей, размещены различные виды театров (пальчиковый, настольный, бибабо), имеются сказки на фланелеграфе, большое количество изготовленных масок к разным сказкам, ширма для показа представлений, разные детские музыкальные инструменты: гармошка, саксафон, металлофон, бубен, погремушки, иллюстрации музыкальных инструментов.
В «Центре двигательной активности» для организации игр средней и малой подвижности детей представлены мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, гантели. Имеется нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, массажные дорожки, мягкие легкие модули, игра «Классики», игры, сделанные своими руками, кольцеброс, иллюстрации с видами спорта, картотека подвижных игр.
3.В зоне отдыха расположен
«Центр книги». Для формирования общей культуры имеются художественная литература для детей разных жанров русских и зарубежных писателей, альбом «Портреты русских писателей», альбомы для рассматривания, энциклопедии, настольно-печатные и дидактические игры «Угадай сказку», «Ассоциации», книжки-раскладушки, книжки-раскраски, аптечка для ремонта книг.
В«Центре творчества» в свободное время дети рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Для реализации продуктивной деятельности центр оснащен необходимым материалом и оборудованием: красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками, трафаретами, альбомами для рисования, цветной бумагой, ножницами, клеем, пластилином, ватными палочками. В наличии имеются альбомы с разными видами росписей, губки, сухие листья, зубные щетки, альбомы с алгоритмами рисования и лепки на разную тематику.
Для снятия психоэмоционального напряжения в «Центре уединения» ребенок может побыть в одиночестве, снять беспокойство и возбуждение.
Вывод:
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает
потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, и вовлекает его в образовательный процесс, обеспечивая максимальный психологический комфорт.
3. Следующий компонент образовательной среды – содержание дошкольного образования - это совокупность знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта, которое обеспечивает разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации и развития общества в целом.
Поэтому требуется тщательная подготовка содержания программ дошкольного обучения. От содержания образования зависит развитие способностей детей дошкольного возраста, развитие навыков самостоятельности и способности осознанно строить свою дальнейшую жизнедеятельность.
Вывод: Таким образом, структурированная современная образовательная среда является территорией комфорта, и комплексом условий, обеспечивающих развитие детей в детском саду.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...
Презентация "Работа с бисером,как способ решения комплекса задач в развитии детей с особыми образовательными потребностями"
Представление опыта работы по бисероплетению для детей с ЗПР....
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"
Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"
Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...
«Возможности образовательной среды для речевого и коммуникативного развития дошкольников»
районный мастер- класс...
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...