«Возможности образовательной среды для речевого и коммуникативного развития дошкольников»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Возможности образовательной среды для речевого и коммуникативного развития дошкольников»
Форма проведения: Мастер – класс
Цель мастер- класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию РППС для развития речевых и коммуникативных навыков.
Задачи:
Познакомить педагогов с эффективным методом использования сенсорной развивающей среды Фиолетовый лес.
Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
1. Подготовительный этап:
-изготовление пособий и дидактических игр;
-подготовка ООД
-подбор и оформление рекомендаций по развитию речи;
- изготовление наглядности, подбор дидактических игр, методических приемов
-оформление наглядной информации (презентации)
-Музыкальное сопровождение.
2этап:
-оформление выставки
-подготовка места проведения мастер - класса
Участники: воспитатели
Время проведения: январь
Место проведения: музыкальный зал
План проведения мастер класса.
(слайд1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе. Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга и немного познакомимся.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Сложилась удачно ваша судьба,
В игрушки играете вечно вы? (да)
Так вы педагоги, вот ваша стезя?
А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)
Скажите, хотели прийти вы сюда,
Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)
А может нам просто устроить обед?
Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)
Сейчас хочу слышать честный ответ,
Детей вы любите или нет? (да)
Чтоб деткам своим быть подмогой всегда
Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)
Кошмар нам знаком со студенческих лет,
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
(слайд 2)
Для начала я хочу представиться. Меня зовут Манченко Е.В. Работаю воспитателем в этом детском саду уже более 7 лет. Я окончила ВГПУ по специальности «учитель биологии» ,а недавно прошла переподготовку по профилю «дошкольное образование». Получилось так , что в роли учителя биологии мне не удалось себя реализовать, но об этом я ни сколько не пожалела. Теперь я знакомлю с миром живой и не живой природы деток в детском саду. Наряду с этим направлением есть и ещё одно- это речевое развитие детей. Так как последнее время в детский сад всё больше приходит детей с различными нарушениями речи. Встал вопрос, какие технологии и методики помогут мне в решении данной проблемы, как эффективнее организовать РППС. Сегодня я вам расскажу об особенностях образовательной среды нашего детского сада, расскажу о методиках и технологиях которые использую в своей педагогической деятельности для речевого и коммуникативного развития дошкольников.
(слайд 3)
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду.
(слайд 4)
Речевая развивающая среда – это, организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Речевая среда бывает естественная и искусственная.
Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Речь педагога и окружающих ребенка людей
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств.
. К методическим средствам речевого развития относится:
1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений через организацию разных форм ООД, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.
2.Центры речевой деятельности. Они включают в себя организацию ППС в ДОУ.
Требования ФГОС к предметно- развивающей среде: предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Мы педагоги давно пришли к выводу, что речевые центры должны быть не только в группах, но и в коридорах, лестничных площадках ДОУ.
(слайд 5- 9) Слайды «ППС В ДОУ»
Учитывая требования ФГОС и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста, организация среды в нашем детском саду начинается с холлов детского сада. На каждой лестничной площадке наши малыши заняты, здесь и русская изба, и трудолюбивая лошадка, и веселый паровозик, малыши карандаши. Всё это ребенок может рассмотреть потрогать. По пути в музыкальный зал ребят встречает мечтатель- жираф, и красочный пароход. А на пути к логопеду повстречается забавный бизиборд «крокодил», способствующий вовлечению детей в игровую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, логического мышления и др. А за высоки дубом, по дороге в спорт зал нам по доброму улыбаются жители теремка.
Участвуя в экскурсиях по мини-музеям в группах и мини-музее «Русская комната», рассматривая экспозиции дети: усваивают опыт социальных взаимоотношений; учатся считаться с интересами других людей; приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам; развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Варианты использования образовательной среды для развития речевых и коммуникативных навыков вы сейчас увидите из видеороликов
Видеоролик №1
«Обогащение словарного запаса детей посредством ППС «Теремок» (технология активирующего обучения речи как средство общения)
Видеоролик №2
«Использование ППС в театрализованной деятельности»
Видеоролик №3
«Использование ППС для проведения досуга с целью снятия психо-эмоционального напряжения»
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и в группах периодически обновляется. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую ,творческую и речевую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Игра – ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться индивидуально, согласно своим потребностям и интересам. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации различного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.
Так в речевом центре расположились игры, пособия и уголки, где проходят:
Занятия познавательно цикла. Которые создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного
звукопроизношения).
Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой, для развития физиологического и речевого дыхания.
Комплексы дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.
Особое место отведено бизибордам, способствующим сенсорному и речевому развитию, детей.
Игры мы планируем и проводим ежедневно в течение дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму.
Какие развивающие центры созданы нами в совместной деятельности с родителями, возможности их использования в образовательной деятельности и режимных моментах вы узнаете из фильма - Дизайн проект «Организация ППС в 1 мл.группе»
Хочу обратить ваше внимание, в нашей группе Раздевалка, спальня, умывальник и даже рабочее место воспитателя и его помощника –неотъемлемая часть ППС, способствующая речевому развитию и коммуникативных навыков дошкольников. Так в спальне отведено место игрушкам, при помощи которых воспитатель общается с детьми, у которых есть проблемы со сном, навыками самообслуживания, детская кроватка с куклой, которой малыши поют колыбельную, ведут беседу и др. В умывальнике «хозяйничает» Нюша, у которой есть умная книга, с интересными историями о правилах личной гигиены, ей малыши с удовольствием рассказывают потешки «Водичка, водичка..» и др., беседуют о назначении мыла, полотенца и т.д. Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями Так, попадая в раздевалку, малыши с удовольствием рассказывают о товарищах и воспитателях, обращая внимание на именные звездочки на стенах, стихи о животных, размещенных в различных местах (у забора, под деревом, на столе и т.д), о своих успехах в продуктивной деятельности малышам помогают рассказать герои из мультфильмов Крош, Маша и Медведь, оснащение уголка «Поздравляем» соответствующими атрибутами помогают малышам вспомнить и рассказать родителям о том, как они поздравляли именинника и т.д. Для взаимодействия с родителями используем разные формы - наглядная агитация - родительские встречи, конференции по развитию речи детей;- опыт семейного воспитания; - индивидуальные беседы и консультации; - «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные конкурсы, в сети интернет организованна группа - клуб для заботливых мам и пап о жизни их ребят «Мы вместе – дети – родители - педагоги». Даже оборудование рабочего места помощника воспитателя способствует общению детей с домовенком Кузей, хранителем фартучков и салфеток, которому дети охотно помогают. Важную роль в развитии речи детей играет труд и формирование навыков самообслуживания – сервировка стола, уборка посуды после еды, дежурство уже привлекает наших малышей. В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.
Приятного просмотра!
Видеофильм «ППС в 1 мл гр»
Слово методиста:
А сейчас мы познакомим вас с новой ППС «Фиолетовый лес», созданной на основе технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Вы увидите возможности использования данной ППС в ООД для формирования речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников.
ООД «Путешествие по фиолетовому лесу»
(Самоанализ)
— Сегодня Мы попробуем посмотреть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения ребёнка, так сказать, изнутри. Все знают, что игра — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому сегодня мы с вами тоже будем играть. Мы с вами окунёмся в мир Фиолетового леса и определим, какие игры , для чего и когда мы можем использовать, чтобы наши дети получили от нас прекрасное образование и воспитание.
— Если говорить научным языком, мы рассмотрим возможности развивающей среды «ФЛ»для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Я предлагаю вам отправиться в сказочный «Фиолетовый лес». Этот лес находится очень далеко. Долететь до него можно только на ракете, но для этого вам необходимо определенное обмундирование, это космические шлемы, а поскольку мы с вами дамы- элегантные, утонченные, предлагаю вам космические шляпы, выберите себе шляпку любого цвета, которому вы в данный момент отдаете предпочтение. А теперь займите места в ракете, которые соответствуют цветам ваших шляп. И так все готовы? Садитесь поудобнее, пристегните ремни, мы отправляемся в полет
(Слайд 10)
и поговорим о том, как создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наш полет проходит на высоте примерно 40 тысяч километров, скорость космического корабля равна скорости света. Наш космический корабль подлетает к созвездию «Теория».
(Слайд 11)
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.
(слайд 12)
Развивающие игры от Воскобовича представляют собой особенную, творческую и очень добрую методику.
Технология В. В. Воскобовича на данный момент состоит из 13 комплектов игр .
Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.
(слайд 13)
Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой.
(слайд 14)
Преимущество развивающих игр В.В. Воскобовича.
- Широкий возрастной диапазон (от 2х до 7-8 лет).
Дидактическая мультимодульность.
- Образность и универсальность.
- Эмоциональная культура игры.
- Возможность индивидуального коррекционного обучения.
- Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:
- Подбирать материал разной степени сложности.
- Во время занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
- Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
(слайд 15)
Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для наших детей.
(Слайд 16-17)
В процессе игры с фиолетовым лесом у детей формируется познавательная активность : можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов — множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей. Игровая и творческая деятельности замечательно реализуется в «Фиолетовом лесу
И так уважаемые коллеги, поздравляю вас, мы благополучно миновали созвездие Теории и приземлились прямо в Фиолетовом лесу.
(Слайд 18)
Если очень долго по лесу идти, Высокие горы встают на пути,
А рядом зеркальная гладь тех озер,
Что льдинкам волшебным давала простор.
Хранитель заветную тайну их знал,
В зверей или птиц он себя превращал.
Никто эту тайну не мог разгадать,
Но льдинками каждый хотел поиграть.
Сумел только Ворон ту тайну открыть,
Он правильно смог все загадки решить.
Сейчас этот Ворон проверит и вас.
Покажем же Ворону Метру мы класс!
И так куда же мы попали? (Озеро Айс)
(Слайд19 )
Я предлагаю вам поиграть с льдинками и разгадать загадки Ворона Метра.
(Слайд 20)
Загадка №1
Выложи такой же ряд,
Видишь, льдинки как стоят?
Почему квадрат здесь лишний?
Кто ответит из ребят?
Загадка №2
Посмотри на этот ряд,
Где здесь лишняя пластинка
Как ты можешь доказать?
Загадка №3?
Три пластинки здесь стоят.
Вот загадка для ребят.
С помощью, какой фигуры
Получился бы квадрат?
(слайд 21)
Загадка №4
В льдинках спряталась лошадка.
Ну-ка, друг, найди ее,
А нашел, переверни и в оленя преврати.
( Необходимо повернуть изображение лошадки на 90 градусов по часовой стрелке:)
(слайд 22-23)
Идем дальше. Вот на нашем пути уже показалась Цветочная полянка. Здесь с нами будет играть забавная гусеница фифа (игры яблонька, снеговик, ромашка)
(слайд 24)
И мы с вами прямиком отправимся в Город Говорящих Попугаев. В городе говорящих попугаев нас будут сопровождать попугаи Эник и Беник, они нас проводят в особенный цирк, предложат поиграть в увлекательные игры-лабиринты и многое другое. В этом необычном городе есть цифроцирк и буквоцирк. Мы с вами побываем в буквоцирке.
(слайд 25)
«Буквоцирк» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: закреплять знание гласных звуков и букв, развивать речевое дыхание, голосовые характеристики.
Содержание: Участникам на слайде презентации представляется «Буквоцирк». В нём работают поющие клоуны: Арликин, Орлекин, Урлекин, Эрлекин и т.д. Участникам предлагается спеть вместе с клоунами песню гласных. (компьютерная игра «Поем гласные»)
«Лабиринт буквы А» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: Закрепить знание буквы А. Развивать навык буквенного анализа слов, чтения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, логического мышления. Развивать графо – моторные навыки.
Содержание: Участникам раздаются лабиринты с «Игровизорами», маркеры.
Предлагается выполнить следующие задания:
-Найдите все буквы А, закрасьте их.
-Найдите путь от «стрелки» до буквы А в центре лабиринта, минуя бусины с другими буквами. Обвести главную букву А по контуру.
-Пройти в лабиринте от «стрелки» до главной буквы через все буквы А.
- от «стрелки» до картинок собрать слова по бусинам.
Молодцы справились. В Городе попугаев детей ожидает множество заданий и приключений. Здесь можно поиграть с веселыми попугаями и волшебником котом в игры: (слайд 26- 27)
«Читайка на шариках», «Конструктор букв», (позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита), а также «Теремки Воскобовича» .
Отправляемся дальше….
(слайд 28)
И вот мы уже на Чудесной поляне Золотых плодов. Здесь нас уже ожидают Ворон Мэтр, паук Юк и его паучата.
А Ворон Мэтр снова для нас приготовил интересное задание. У вас на столах лежат двухцветные квадраты Воскобовича. Игра называется
Слайд 29
«Необычное животное» (связная речь).
Цель: Развивать конструктивное, образное мышление, умение образовывать сложные слова путём сложения двух основ (лягушко – хряк, крококот, китозай). Развивать умение составлять описательный рассказ с элементами творчества. Содержание: У участников на столах квадраты. Предлагается составить из него необычное животное, придумать ему имя и составить небольшой описательный рассказ по плану: - кто это?
-как выглядит?
-чем питается?
-чем любит заниматься?
Также на занятиях по развитию речи можно использовать такие игры (слайд 30-31)
(Слайд 32)
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича в основном имеют направленность на развитие логико- математического мышления, мы сегодня познакомились с его играми которые можно использовать для развитие речевых навыков, рассмотрели развивающую среду Фиолетовый лес и возможности её использования на занятиях по развитию речи. Если вас заинтересовала данная методика более подробно рассмотреть все игры можно на официальном сайте автора.
блог автора: www.voskobovich.su
Также сегодня на занятии я использовала метод интеллект карт и хочу поделиться с вами. ( слайд 33)
Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта
Что они из себя представляют?
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
(слайд 34)
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
(слайд 35)
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 36
Использование интеллект-карт
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематического контроля «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ »
В МДОУ «Детский сад № 2» в период 22 по 30 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в ...
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопер...
Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа
Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...
Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников
эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...
Образовательная среда как средство нравственно-патриотического развития дошкольников
На современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей и, важно создать в дошкольном учреждении эффективно функционирующую систему, построенную на ценностях традиционной ...