Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Лариса Владиславовна Никоненко

Культура речи – это лингвистическое понятие, объединяющее владение письменной и устной речью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста.

Культура речи – это лингвистическое понятие, объединяющее владение письменной и устной речью.                                                                                                                                                             В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения.

Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования моральных принципов, нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности.                                                                                                                                    Современное общество предъявляет все большие требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Большое значение придается вопросам воспитания у детей культуры общения, формированию коммуникативных навыков и функциональности речи ребенка. Это связано с тем, что речь имеет большое значение в жизни каждого человека, она позволяет продуктивно взаимодействовать друг с другом, выражать собственные мысли, идеи, излагать информацию и многое другое.                                                               Культура речи предполагает наличие у каждого ребенка дошкольного возраста необходимого запаса слов, сформированного умения правильно и логично излагать свои мысли, говорить лаконично и сохранять спокойный тон при общении. Важно научить ребенка не только правильно и грамотно говорить, но и научить его внимательно слушать собеседника, при этом сохранять естественное положение тела, занимать верную позу, уметь смотреть собеседнику в лицо. В процессе нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, одной из задач воспитателя является наблюдение проблем, связанных с нарушением речи. Это необходимо для того, чтобы своевременно устранить выявленные проблемы и исправить сложившуюся ситуацию по формированию умений и навыков культуры речевого общения.                                                                                                Особая роль отводится дошкольным образовательным учреждениям, в задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.                                                                                                            Основными задачами воспитания культуры речи ребенка являются:                                                              - Формирование достаточного словарного запаса, умения правильно излагать собственные мысли.                                                                                                                                                                - Формирование навыков культуры общения.                                                                                  - Развитие коммуникативных навыков.                                                                                                      - Введение в словарный обиход детей достаточного количества этических форм, представленных выражениями и словами, закрепляемыми практическими ситуациями общения.                                                                                                                                                         - Формирование умений правильно выбирать нужный стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации.                                                                                                              Средства и методы воспитания культуры речи у дошкольников.                                                                        Для того, чтобы в процессе воспитания были использованы действительно эффективные методы и средства, необходимо понимать, что же такое культура речи.                                         Под культурой речи ребенка дошкольного возраста понимают умение воздерживаться от ненужных и неуместных высказываний, в соответствии с обстановкой и ситуацией, а также наличие необходимо словарного запаса. Особое внимание уделяется воспитанию культуры речевого общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Для этого в основном используются словесные, наглядные и практические методы.                                         Наибольшую результативность в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи имеют следующие приемы:                                                                                       - Игровые обучающие ситуации – основаны на ролевом принципе, то есть каждому ребенку определена роль, в соответствие с которой он должен строить собственное речевое поведение, посредством использования речевых и этикетных формул.                     - Использование стихотворных произведений, которые предусматривают заучивание вежливых формул, используемых при прощании, в качестве приветствия, благодарности и т.д.                                                                                                                                                              - Использование художественного материала, который содержит богатый материал норм речевого общения.                                                                                                                                      - Беседы, предполагающие проведение диалога, в процессе которого ребенок с родителями обсуждают прочитанное произведение, знакомятся с речевым этикетом и нравственными нормами.                                                                                                                        - Проведение драматизаций прочитанных ранее произведений или просмотренных мультфильмов.                                                                                                                                         - Сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у детей активно развиваются речевые способности, а также физические и духовные силы, внимание, воображение, память и дисциплинированность. В основе сюжетно-ролевой игры заложена определенная ситуация, которая заключается в том, что ребенок «берет» на себя конкретную роль и выполняет ее совместно с другими детьми или взрослым, в соответствии с сюжетом. Таким образом, в результате осуществляемой работы, дети не только приобретают знания норм речевого этикета общения с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.                           Для успешного развития речевой культуры у дошкольников необходимо учить их различать ситуации речевого общения, ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей, включая выражения речевого этикета; способствовать усвоению норм нравственного поведения: проявление доброжелательности через невербальные средства (мимику, жесты, интонацию). Культура речевого общения, являясь одной из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением языка детьми дошкольного возраста, направлена, прежде всего, на диалог с другими людьми, культурами, познание, творчество, саморазвитие.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание этикета и культуры речи у детей дошкольного возраста

Воспитание этикета и культуры общения у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста»

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста учился и мыслить, и общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой э...

Статья "Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста."

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов...

Консультация для родителей «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста»...