Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.
методическая разработка (младшая группа)

Лариса Владиславовна Никоненко

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.

В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвёртом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщённым - жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом (“Кукла уже сама умылась”).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже второго и третьего годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

К трём годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развёрнутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: “Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник”. Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью), то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

Организация условий для совместных предметных действий очень быстро даёт результат – изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слёзы и крик. Реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе. Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Презентация "Формирование у детей раннего возраста начальных представлений о полезных продуктах питания в процессе организации разных видов детской деятельности"

В работе рассмотрены 5 видов детской деятельности, через которые возможно формирование у детей начальных представлений о полезных продуктах питания...

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста  двигательных умений в процессе игровой деятельности ...

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....