Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.
консультация (младшая группа) по теме
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Самостоятельный ребенок, уверенно владеющий всеми навыками самообслуживания это еще и независимый ребенок, и как правило трудолюбивый.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.
В настоящее время все больше становится актуальным вопрос воспитания самостоятельности детей разного возраста. Как вы знаете самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Воспитатели групп раннего возраста, стоя у истоков формирования личностных качеств человека не по- наслышке знают, как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться чем обучение их чтению, математике, раннему освоению компьютерных технологий. Почему это так важно? В первую очередь потому, что «самостоятельный» - это прежде всего уверенный в себе ребенок. Овладение таковыми навыками (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка. Это еще и интеллектуально развитый ребенок. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, что в дальнейшей, школьной жизни, несомненно, пригодится. Самостоятельный ребенок, уверенно владеющий всеми навыками самообслуживания это еще и независимый ребенок, и как правило – трудолюбивый.
Ведь САМООБСЛУЖИВАНИЕ – это прежде всего труд, направленный на удовлетворение личных потребностей у маленьких детей напрямую связан с процессом одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т.п). Организация самообслуживания и его воспитательные результаты зависят напрямую от правильного педагогического руководства и, что особенно важно, от тесного взаимодействия и взаимопонимания с семьёй.
Основная цель в работе с семьёй дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребёнка. И поэтому самая первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию. Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
- Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
- Взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
- Организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье
Цель данной работы :
- достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми раннего возраста.
- обучение родителей работе по формированию навыков самообслуживания.
формы работы:
- индивидуальная
- групповая
Выделено три этапа работы с родителями:
I этап – Диагностический.
Цель : изучение специфики семьи, установление доверительных с ней отношений.
II этап. Теоретический.
Цель: создание заинтересованности у родителей.
III этап. Практический.
Цель: реализация индивидуально ориентированной программы обучения.
Рассмотрим каждый из них
I этап – Диагностический. Цель : изучение специфики семьи, установление доверительных с ней отношений.
- Личное знакомство с родителями и детьми.
- Заседание клуба «Здоровый малыш».
- Встреча с психологом «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад.»
- Анкетирование родителей «Давайте знакомится!».
- Подготовка пакета документов на ПМПК.
- Онлайн – консультации.
II этап. Теоретический. Цель: создание заинтересованности у родителей.
- Обсуждение актуальности проблемы.
- Осознание родителями необходимости специальной работы в этом направлении.
- Расширение знаний родителей о возрастных особенностях дошкольников.
- Обучение родителей элементарной диагностике нервно-психологического развития малышей.
- Выявление сформированности навыков самообслуживания детей
- Разработка индивидуально – ориентированной программы обучения детей навыкам самообслуживания.
III этап. Практический.
Цель: реализация индивидуально ориентированной программы обучения.
• определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка .
- инструктирование по отработке дома данного шага.
• практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
• обсуждение результатов работы совместно с родителями .
• обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков.
- Оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка.
- Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей.
- Закрепление навыка в игровой деятельности.
Работа на первых двух этапах не составляет особых трудностей. Останавливаться на их рассмотрении нецелесообразно. Хотелось бы обратить внимание на работу по пункту: « Разработка индивидуально – ориентированной программы обучения детей навыкам самообслуживания» и рассмотреть пути ее реализации . При определении степени сформированности навыков самообслуживания детей используется пошаговая система. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет эффективно обучить ребенка определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык обычно формируется. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Для каждого навыка расписаны последовательно шаги — от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Игра – первый наш помощник в формировании, а затем и закреплении навыков. И об этом все чаще приходится напоминать родителям. Всем известно, что для того чтобы сформировать навыки самообслуживания у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика. На примере формирования навыка самостоятельно одеваться рассмотрим путь освоения разнообразных умений. Материал размещен поэтапно:
- Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку (косвенная подготовка руки).
- Непосредственное формирование навыка.
- Закрепление навыка в дидактической игре.
В работе с семьей самый распространенный способ общения – диалог через консультативный материал. Ежемесячно в группах издается красочно оформленный журнал «Карапуз». На его страницах содержатся рекомендации, ответы на возникшие вопросы, оценки успешного продвижения малышей на пути их взросления, заметки семейного опыта, обсуждаются всевозможные пути побуждения творческой активности родителей.
Следующий шаг в работе с родителями – это инструктирование их. В беседах с родителями даются рекомендации, разъяснения о том какую же педагогическую работу проводить с детьми в семье, как организовать обучающие занятия, каким образом прививать им навыки самообслуживания. Работа проводится в виде аудио, фото, видео, «онлайн» - консультаций, подготовленных воспитателями групп раннего возраста.
Одна из форм пробуждения творческой активности, заинтересованности родителей, повышение их педагогической компетентности, - является организация совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье. Проводимые в саду разнообразные выставки коллективных, семейных работ, «самоделок», праздников способствуют сплочению детско-взрослого сообщества. Подготовка к ним в семье и ДОУ помогает приобретению и закреплению разнообразных навыков, в том числе и самообслуживания.
Итог.
Используя данную систему взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков самообслуживания мы способствуем:
- Повышению самостоятельности у детей в освоении различных навыков самообслуживания;
- Повышению родительской компетентности в вопросе воспитания их детей;
- Достижению единства семьи и ДОУ в создании достаточных условий для приобщения их к самообслуживанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Перспективный план на год по формированию у детей раннего возраста начальных экологический знаний.
Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....
Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"
Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...
Конспекты совместной деятельности по формированию у детей раннего возраста представлений о предметах круглой формы (по сказке "Колобок")
Шесть конспектов с использованием игровой технологии,направленных на решение следующих задач: обучение обследовательским действиям, знакомство с предметами круглой формы, формирование понятия ...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»
Совместная работа по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...
Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...