Инклюзивное образование
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование толерантности у взрослых и детей, умение проявлять сочувствие и гуманность к детям с особенностями в развитии . Задачи: Ознакомить с понятием инклюзивное образование ; Ознакомление с нормативно-правовой базой Ознакомить с условиями реализации инклюзивного образования в ДОО;
Предварительная работа: Анкетирование ; Оформление информационного стенда для родителей публикациями, статьями , положениями об инклюзивном образовании в ДОО.
Инклюзивное образование 1) Процесс, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. 2 ) Подход , который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности. Необходимость развития инклюзивного образования связана со статьей 28 Конвенции, предусматривающей доступ к образованию для каждого ребенка; 3 ) Социальный феномен развития образовательной системы, включение ребенка-инвалида в общеобразовательный процесс вместе со здоровыми детьми для освоения ими социального опыта и существующей системы общественных отношений.
Инклюзивное образование — форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется совместно с нормально развивающимися сверстниками. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов : — взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников ; — использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться; — участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга; — формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников .
нормативно-правовая база «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября1989 года, закрепляет признание государствами-участниками права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь, в том числе права на помощь с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования. Наиболее подробным и содержательным актом в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является « Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», которая была принята 10 июня 1994 года в Саламанке (Испания) на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями путем аккламации.
Письмо Минобразования России от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо Минобразования России от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [13]. В статье 18 говорится о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов , получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» ; Федеральные государственные образовательные стандарты, оговаривающие условия обучения лиц с ОВЗ.
Условия реализации инклюзивного образования в ДОО К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы ДОО вне специальных условий воспитания и обучения . Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями в развитии, выраженность которых может быть различна. В инклюзивную группу допускаются: -дети с нарушениями слуха (слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие вследствие поражения слухового анализатора; -нарушениями зрения (слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие вследствие органического поражения зрительного анализатора ;
— нарушениями опорно-двигательного аппарата в легкой степени, первичным нарушением являются двигательные расстройства вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга; — тяжелыми нарушениями речи (первичный дефект — недоразвитие речи); — задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций вследствие слабовыраженных органических поражений ЦНС ; — нарушениями интеллектуального развития; — нарушениями эмоционально-волевой сферы; — комплексным (сложным) нарушением развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Инклюзивное образование строится на следующих принципах : -индивидуального подхода (предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей каждого участника образовательного процесса); — поддержки самостоятельной активности ребенка ( предполагает создание условий, при которых активность в образовательном процессе переходит от взрослого к ребенку); — активного включения в образовательный процесс всех его участников (предполагает создание условий, при которых происходит понимание и принятие друг друга в процессе взаимодействия, где участники не только дети, но и их родители); — междисциплинарного подхода (предполагает комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения); — вариативности в организации процессов обучения и воспитания (предполагает создание вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения , а также безбарьерной среды); — партнерского взаимодействия с семьей (предполагает создание условий , при которых родители станут участниками образовательного и воспитательного процесса благодаря установлению доверительных и партнерских отношений с педагогами).
В основе инклюзии лежит принцип обучать всех воспитанников вместе, избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности. Начальный уровень инклюзивного образования относится к периоду дошкольного возраста. Именно в этот период предоставляется уникальная возможность ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в ДОО, максимально способствующие их социализации и развитию, а также организованная система поддержки их семей. Таким образом, инклюзивное образование — процесс развития общего образования, подразумевающий его доступость для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...