Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»
консультация (подготовительная группа)

Лобова Ирина Адольфовна

Консультация для родителей

«Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное и образовательное значение изобразительного искусства. Ведущую роль в становлении личности ребёнка, формирования его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере

Специфика искусства, особенности языка различных его видов – живописи, графики, скульптуры, архитектуры делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, раскрывают духовный и творческий потенциал ребёнка.

Архитектура - это система зданий и сооружений, организующая пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Знакомство с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.

При ознакомлении детей с архитектурой на начальном этапе, надо прежде всего ориентироваться на окружающие их объекты, чтобы дети видели эти архитектурные сооружения каждый день, которые расположены вблизи от их детского сада, дома.

Функции архитектуры: полезность, прочность, красота.

Одним из важных средств, в воспитании личности средствами искусства принадлежит архитектуре.

В первый год обучения знакомства с архитектурой дети, воспринимая здания и архитектурные сооружения, получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют все виды восприятия. Обращать внимание на сходство и различие разных зданий.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях :форма и величина входных дверей, крыша, окон и других частей.

Закрепит знания о том, что здания по своему назначению бывают разные : жилые дома, магазины, кинотеатры, музеи и др. Что все здания служат для удовлетворения определённой потребности (функции) человека.

Занятия по этому разделу проводятся в форме прогулки, наблюдения, игровой деятельности, рассматривание репродукций, альбомов, открыток, Знакомство со строительными профессиями, профессиями архитектор, дизайнер. Строительной техникой. Сбора пазл зданий, просмотра видеозаписей.

Названия тем первого года обучения: (картинки)

• Что нам стоит дом построить

• Деревянное зодчество

• Современная архитектура

• Сказочная архитектура

Дети учатся определять и называть различные строительные материалы (дерево, камень, стекло); учатся различать и называть разновидности архитектуры (деревянное зодчество, парковая архитектура, сказочная архитектура); различать и называть основные части знаний (фундамент, стены, цоколь, крыши, пол, наличники, крыльцо, балкон).

В процессе работы детям прививается чувство патриотизма – любовь к родному городу, воспитывается увлечённость историей культуры, формируются основы эстетического вкуса детей и умения самостоятельно оценить произведения искусства.

Развивать умение чувствовать материал, декоративность, пространственное воображение. Также в процессе изучения темы, дети будут хорошо ориентироваться в городе, знать и называть достопримечательности родного города.

Основными направлениями в дальнейшем обучении являются:

- воспитание патриотизма, любви к родному городу;

- усвоения детьми национальных традиций градостроительства;

- воспитание любви к своей малой родине, бережное отношение к достопримечательностям родного города;

- расширение ориентировки в окружающем мире;

Занятия проводятся в следующих формах:

• Чтение художественной литературы

• Прогулки родителей с детьми по городу, экскурсии

• Наблюдения

• Игровая деятельность. У дошкольника ведущий канал восприятия окружающего мира – тактильный, необходимо иметь наборы строительных материалов.

• Рассматривание репродукций, открыток, альбомов

• Сбор пазл по теме, повышенной сложности

• Просматривание видеозаписей

• Изготовление макетов зданий из разных материалов

Название тем второго года обучения:

• Деревянное зодчество

• Культовая архитектура

• Современная архитектура

• Старинные особняки

Дети визуально могут определить и называть различные строительные материалы. К разновидностям деревянной, парковой, сказочной архитектуры добавляется культовая (церкви, храмы, монастыри). Старинные особняки (старинные здания 17 – 19 века, современная архитектура.

На втором году обучения дети различают и называют основные части зданий, архитектурных сооружений: фундамент, пол, цоколь, крыша, купола, звонница, стены, потолок, окна, наличники, двери, крыльцо, перила, балкон и т д…

Умеют отмечать и называть необычные и интересные элементы зданий (наличники, витраж, рельеф, лепнина, конёк, арки (аркада, колоны (колоннада, мозаика, резьба, орнамент, роспись, купол….).

Дети могут давать описание архитектурного объекта, его внешнего облика.

Работы пишут разным художественным материалом (простой карандаш, акварель, гуашь, восковые мелки, гелевая ручка, фломастеры, уголь).

Необходимо донести детям, что в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире, познакомить с такими произведениями русских и зарубежных художников.

В ходе данной работы у детей развивается познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение и внимание, активизируется словарный запас – все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Ребёнок творец! Что может быть выше, чем радость собственного достижения!

Дидактическая игра

«Архитектурный словарь»

(необходимо подобрать к  картинке соответствующий термин)

 

Архитектор- это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка - небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж - декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика - художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник - декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба - крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли - рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек  - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники - обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк - комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце - вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни - деталь окна.

Фасад - наружная сторона здания или сооружения

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное и образовательное значение изобразительного искусства. Ведущую роль в становлении личности ребёнка, формирования его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере

Специфика искусства, особенности языка различных его видов – живописи, графики, скульптуры, архитектуры делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, раскрывают духовный и творческий потенциал ребёнка.

Архитектура - это система зданий и сооружений, организующая пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Знакомство с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.

При ознакомлении детей с архитектурой на начальном этапе, надо прежде всего ориентироваться на окружающие их объекты, чтобы дети видели эти архитектурные сооружения каждый день, которые расположены вблизи от их детского сада, дома.

Функции архитектуры: полезность, прочность, красота.

Одним из важных средств, в воспитании личности средствами искусства принадлежит архитектуре.

В первый год обучения знакомства с архитектурой дети, воспринимая здания и архитектурные сооружения, получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют все виды восприятия. Обращать внимание на сходство и различие разных зданий.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях :форма и величина входных дверей, крыша, окон и других частей.

Закрепит знания о том, что здания по своему назначению бывают разные : жилые дома, магазины, кинотеатры, музеи и др. Что все здания служат для удовлетворения определённой потребности (функции) человека.

Занятия по этому разделу проводятся в форме прогулки, наблюдения, игровой деятельности, рассматривание репродукций, альбомов, открыток, Знакомство со строительными профессиями, профессиями архитектор, дизайнер. Строительной техникой. Сбора пазл зданий, просмотра видеозаписей.

Названия тем первого года обучения: (картинки)

• Что нам стоит дом построить

• Деревянное зодчество

• Современная архитектура

• Сказочная архитектура

Дети учатся определять и называть различные строительные материалы (дерево, камень, стекло); учатся различать и называть разновидности архитектуры (деревянное зодчество, парковая архитектура, сказочная архитектура); различать и называть основные части знаний (фундамент, стены, цоколь, крыши, пол, наличники, крыльцо, балкон).

В процессе работы детям прививается чувство патриотизма – любовь к родному городу, воспитывается увлечённость историей культуры, формируются основы эстетического вкуса детей и умения самостоятельно оценить произведения искусства.

Развивать умение чувствовать материал, декоративность, пространственное воображение. Также в процессе изучения темы, дети будут хорошо ориентироваться в городе, знать и называть достопримечательности родного города.

Основными направлениями в дальнейшем обучении являются:

- воспитание патриотизма, любви к родному городу;

- усвоения детьми национальных традиций градостроительства;

- воспитание любви к своей малой родине, бережное отношение к достопримечательностям родного города;

- расширение ориентировки в окружающем мире;

Занятия проводятся в следующих формах:

• Чтение художественной литературы

• Прогулки родителей с детьми по городу, экскурсии

• Наблюдения

• Игровая деятельность. У дошкольника ведущий канал восприятия окружающего мира – тактильный, необходимо иметь наборы строительных материалов.

• Рассматривание репродукций, открыток, альбомов

• Сбор пазл по теме, повышенной сложности

• Просматривание видеозаписей

• Изготовление макетов зданий из разных материалов

Название тем второго года обучения:

• Деревянное зодчество

• Культовая архитектура

• Современная архитектура

• Старинные особняки

Дети визуально могут определить и называть различные строительные материалы. К разновидностям деревянной, парковой, сказочной архитектуры добавляется культовая (церкви, храмы, монастыри). Старинные особняки (старинные здания 17 – 19 века, современная архитектура.

На втором году обучения дети различают и называют основные части зданий, архитектурных сооружений: фундамент, пол, цоколь, крыша, купола, звонница, стены, потолок, окна, наличники, двери, крыльцо, перила, балкон и т д…

Умеют отмечать и называть необычные и интересные элементы зданий (наличники, витраж, рельеф, лепнина, конёк, арки (аркада, колоны (колоннада, мозаика, резьба, орнамент, роспись, купол….).

Дети могут давать описание архитектурного объекта, его внешнего облика.

Работы пишут разным художественным материалом (простой карандаш, акварель, гуашь, восковые мелки, гелевая ручка, фломастеры, уголь).

Необходимо донести детям, что в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире, познакомить с такими произведениями русских и зарубежных художников.

В ходе данной работы у детей развивается познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение и внимание, активизируется словарный запас – все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Ребёнок творец! Что может быть выше, чем радость собственного достижения!

Дидактическая игра

«Архитектурный словарь»

(необходимо подобрать к  картинке соответствующий термин)

Архитектор- это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка - небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж - декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика - художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник - декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба - крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли - рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек  - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники - обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк - комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце - вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни - деталь окна.

Фасад - наружная сторона здания или сооружения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. Доступность и полезность игр и спо...

Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники

в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»...

Консультация Предметная среда для детей дошкольного возраста (по возрастам)

Консультация для педагогов ДОУ об организации предметной среды группы по возрастам...