Консультация для родителей. «Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье
материал (старшая группа)

Осипова Александра  Николаевна

 

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. От уровня развития познавательных процессов дошкольника зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

 

       В детском саду для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако,  в познании мира ребенком большая роль принадлежит семье. Если в семье принято, что родители вечера напролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

 

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой.  Ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

 

        Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

 

 

        Упражнения, способствующие развитию восприятия

 

Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

 

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

 

«Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

 

« Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).

 

«Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).

 

«Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).

 

«О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

 

«Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

 

«Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

 

Упражнения, способствующие развитию внимания

 

-«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

 

- Игры – головоломки, лабиринты, загадки.

 

- «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета».

 

- «Будь внимателен» Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

 

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

 

- «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

 

- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

 

- «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

 

- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

 

- Раскрашивание по образцу.

 

 

 

Упражнения, способствующие развитию мышления и речи

 

- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 

- «Найди в ряду лишнюю фигуру».

 

- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

 

- «Оканчивание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

 

- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

 

- Загадки.

 

- «Назови  пять видов фруктов, похожих на яблоко»

 

- «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор

 

- «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.

 

- Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами...

 

- Игра «Что может произойти, если…» - Растение долго не поливать…; - На раскаленную сковородку капнула вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…

 

- Игра: "Найди лишнее". 1.Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис; 2 Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион; 4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т.д.

 

 

Упражнения, способствующие развитию памяти

 

 

- «Детектив». Развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматри- вает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

 

- «Пирамида». Развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).

 

- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

 

- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

 

- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

 

- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

 

- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

 

- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

 

- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

 

 

Упражнения, способствующие развитию воображения

 

 

- Игра «Дорисуй».Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

 

- Игра «Выкладывание фигур».  Ребёнку предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.

 

- Игра «Чудесный лес». Ребенку дать лист бумаги с рисунками, на которых нужно дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи, животные, бабочки, цветы. Ребёнок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Можно устроить сочинить сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в игры «Чудесный дом», «Чудесное море» и т.д.

 

- Игра «Сочиним историю». Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывает ребенок. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленном.

 

- «Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево. 

 

- Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами:  зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.); время; бедность; жара; терпение; обед; нежность; счастье...

 

- Игра  «Письмо». Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Напимер, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Консультация для родителей.

                  «Развитие познавательных способностей  у дошкольников в семье»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. От уровня развития познавательных процессов дошкольника зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

       В детском саду для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако,  в познании мира ребенком большая роль принадлежит семье. Если в семье принято, что родители вечера напролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой.  Ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

        Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

        Упражнения, способствующие развитию восприятия

Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

«Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

« Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).

«Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).

«Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).

«О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

«Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

«Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Упражнения, способствующие развитию внимания

-«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

- Игры – головоломки, лабиринты, загадки.

- «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета».

- «Будь внимателен» Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

- «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

- «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

- Раскрашивание по образцу.

Упражнения, способствующие развитию мышления и речи

- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

- «Найди в ряду лишнюю фигуру».

- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

- «Оканчивание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

- Загадки.

- «Назови  пять видов фруктов, похожих на яблоко»

- «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор

- «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.

- Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами...

- Игра «Что может произойти, если…» - Растение долго не поливать…; - На раскаленную сковородку капнула вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…

- Игра: "Найди лишнее". 1.Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис; 2 Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион; 4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т.д.

Упражнения, способствующие развитию памяти

- «Детектив». Развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматри- вает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

- «Пирамида». Развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).

- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Упражнения, способствующие развитию воображения

- Игра «Дорисуй».Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

- Игра «Выкладывание фигур».  Ребёнку предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.

- Игра «Чудесный лес». Ребенку дать лист бумаги с рисунками, на которых нужно дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи, животные, бабочки, цветы. Ребёнок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Можно устроить сочинить сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в игры «Чудесный дом», «Чудесное море» и т.д.

- Игра «Сочиним историю». Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывает ребенок. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленном.

- «Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.  

- Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами:  зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.); время; бедность; жара; терпение; обед; нежность; счастье...

- Игра  «Письмо». Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Напимер, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие поисково-познавательной активности детей»

Развитие любознательности и познавательных интересов у дошкольнкиов....

Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников в семье"

Развитие связной речи становится  всё более актуальной проблемой современного общества....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Консультация для родителей Развитие математических способностей у дошкольников работа с родителями в детском саду

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей «Развитиематематических способностей у дошкольников»Обучению дошкольников началам математики должно  отводиться важное мес...

Консультация для родителей "Развитие художественно -эстетического развития дошкольников".

Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.    Ребёно...

Консультация для родителей «Развитие художественно –эстетического развития дошкольников».

Каждый ребенок- художник.Трудность в том, чтобы остаться художником,выйдя из детского возраста.Пабло ПикассоПрирода – источник радостных переживаний, эстетических чувств.В совреме...