Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Аленушка»
Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития
речи у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
первой кв.категории
Холодная Ю.Ю.
г.Зверево
2022г.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостноработающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога. Для дошкольников такие игры являются не только увлекательным развлечением, но и эффективным средством обучения и развития разных навыков.
Нейроигры помогают ребенку решать следующие задачи:
- Ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
- Развивается зрительно-моторная координация(глаз-рука);
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- Ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- Развивается зрительное и слуховое внимание.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Используя нейроигры, мы можем улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Применение нейроигр снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Некоторые из нейроигр довольно просты и под силу любой маме. Вот несколько вариантов нейроигр :
Нейроигра «Двойной рисунок»: Это одновременное рисование обеими руками сразу. Развивает межполушарное взаимодействие. Активизирует мозг для координации «руки – глаза» в разных зрительных полях.
Нейроигра «Кольцо»: По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Сначала отрабатывается одновременное движение обеих рук от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному. После
овладения этих движений происходит усложнение: правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
Нейроигра«Цепочка»
Вариант 1. Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным,большойсосреднимит.д.).Черезнихпопеременно«пропускаем»
«колечки» из пальчиков правой руки. Колечко с колечком соединяем, Цепочку из пальчиков мы получаем.
Вариант 2. Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки — с большим пальцем другой руки. При этом можно произносить звук, слоги, слова, автоматизируя поставленные звуки.
Нейроигра«Зеркальное рисование»: способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Нейроигра «Выложи одинаковый ряд»: по образцу или по заданной инструкции выложить одинаковый ряд двумя руками. Можно использовать разные материалы: пуговки, камушки, ракушки, листики, палочки и т. д.
Нейроигра «Кулак – ладонь»: положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
Нейроигра «Кулак-ребро-ладонь»: Ребенку показывают на плоскости стола три положения руки, последовательно сменяющих друг друга.
«Ладонь»—это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх,
«кулак» — рука, сжатая в кулак, «ребро» — ладонь, стоящая ребром. Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак - ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Нейроигра«Ухо–нос»: левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Повторить несколько раз. Можно усложнить упражнение добавляя хлопок между сменой рук: левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо, хлопок, одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо.
Нейроигра «Локоть-колено»: поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков.
Нейроигры с мячами
- Первое упражнение очень простое – перекидывание мячика из одной руки в другую. Главное перекидывать на уровне глаз, не выше головы.
- Второе упражнение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросайте мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку и бросаете снова.
- Третье упражнение можно назвать «бросил – взмахнул – поймал. Начинаем упражнение с более слабой руки (у правшей – это левая рука). Бросаем мяч вертикально вверх – примерно на высоту глаз – резко поднимаем руку вверх и ловим мяч той же рукой, затем руки меняем.
- Это упражнение можно назвать: «двойной бросок»: руки располагаем на уровне пояса, в каждой мячик. Бросаем мячи одновременно вверх и ловим внизу.
- «Двойной бросок с хлопком в ладоши». Обе руки внизу, на уровне пояса, бросаем вверх мячи, хлопок, ловим мячи.
- «Подбросил, прикоснулся и обратно» Правой рукой совершаем бросок мяча вверх, пока мяч в воздухе, нужно дотронуться мячом, который находится в левой руке, до ладони правой руки и поймать мяч правой рукой.
Нейроигры с мячами в паре
У каждого участника игры по одному мячу. Способы действий с мячами:
- Мяч в противоположной руке–перекладывать из руки в руку у себя;
- Мяч в противоположной руке–перекладывать другому;
- мяч в противоположной руке – перекладывать: себе – другому, себе – другому. Главное правило: рука без мяча не поднимается, а ждет мяч.
Нейроскакалка
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"
Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...
Консультация для родителей " Аквагрим, как средство борьбы с адаптацией и стрессом у детей дошкольного возраста"
Кем любят претворяться ваши дети? Сегодня вы общались с зайчиком? А может быть, из-под одеяла на вас рычал тигренок? Тогда вам обязательно нужно помочь малышам стать похожими на своих любимых героев. ...
Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей: "Кинезиологические игры и упражнения, способствующие формированию правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
развитие речи детей через развитие обоих полушарий при помощи кинезиологических игр и упражнений...
«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов...
Театрализованная деятельность, как средство творческих способностей и развития речи у детей дошкольного возраста.
Игра – самый актуальный вид деятельности в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с окружающим миром, через образы близких героев для ребенка ,с...