Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
консультация
Консультация для педагогов
Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 135.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
Консультация для педагогов
Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Подготовила: Шмакова Е.П.
2018 год
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а проблема развития речи является одной из актуальных.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
В игре ребенок получает возможность:
обогащать и закреплять словарь;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
расширять знания об окружающем мире;
развивать словесное творчество;
развивать коммуникативные навыки.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом),
настольно-печатные
словесные игры.
Ценность игр с предметами (игрушками, природным материалом), в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника. Игры с предметами, такие как: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т.д.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали», дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 - 4 части, то в средней и старших группах, целое делят на 8 - 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших, на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.
Настольно печатные игры: «Рассели по домикам» , «Где я это видел», «Веселая азбука», «Где спрятались буквы», «Скажи по-другому», «Что не так?» и т.д.
Словесные игры - это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Словесные игры «Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Придумай конец сказки», «Повтори скороговорку», «Незнайка прислал письмо», «Назови первый звук своего имени» и т.д. Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры - это количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.
Дидактические игры:
образование множественного числа существительных («Один – много»),
на образование прилагательных от существительных (« Кто это?», «Чье это?»),
упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно»,
работа по составлению предложений из отдельных слов («Придумай необычный рассказ», «Сказка на новый лад»),
упражнять в изменении глаголов по числам, родам, временам,
работа над выразительностью речи (это различные виды театра, выступления на мероприятиях и праздниках).
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности -попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...
Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнк...